Капитализация компании Theranos составляет $9 млрд, а ее основательница Элизабет Холмс является самой молодой женщиной-миллиардером. Theranos занимается созданием технологии для анализа крови, которая должна изменить всю медицинскую индустрию. Но пока успехи компании не так однозначны, как хотелось ее создателям.

Годовой оборот рынка анализа крови в 2013 году составлял $49,5 млрд. В 2015 он вырос до $50 млрд, а к 2019-му эксперты предсказывают сегменту рост еще на $6,6 млрд. Можно понять студентов, которые бросают университет ради создания еще одного веб-сервиса или приложения. Однако идти в узкую медицинскую сферу, где лидером является пятнадцатилетняя компания с оборотом в $8 млрд — такое мы видим нечасто. Именно это сделала основательница Theranos Элизабет Холмс.

Стартап был основан в 2003 году. До этого Холмс занималась разработкой протеиновых микрочипов, которые помогали обнаружить у пациента тяжелый острый респираторный синдром. В 19 лет Элизабет бросила учебу в Стэнфордском университете и вместе с профессором Чэннингом Робертсом создала Theranos. В 2006 году в компанию инвестировали сначала $16 млн, а затем еще $28,5.

Элизабет Холмс

Элизабет Холмс

Сейчас Theranos оценивается в $9 млрд, а род деятельности компании — создание нового метода анализа крови. Технология, разработанная Холмс, позволяет получить десятки показателей, взяв всего несколько капель крови. Для сравнения — существующие технологии требуют гораздо большего количества крови, которая берется шприцем.

С компанией связано огромное количество скандалов и судебных дел. Так как технология может изменить медицинскую индустрию, вопрос секретности поставлен очень высоко. В 2007 году Theranos подала в суд на бывшего сотрудника, обвинив его в утечке данных. В 2012-м — на бывшего партнера, компанию McDermott Will & Emery. В 2013-м — на нее же. Все три судебных дела были отклонены.

Основательницу компании нередко сравнивают со Стивом Джобсом. Амбициозные заявления, уход из университета, огромные инвестиции в проект — все это и вправду делает Элизабет Холмс похожей на женскую реинкарнацию Джобса. В кабинете основательницы Theranos висит распечатанная биография Джобса, а ее гардероб целиком состоит из черных водолазок и брюк.

Несмотря на то, что Холмс основала компанию 12 лет назад, первые десять лет о ней практически не было известно. За это время штат сотрудников увеличился до 500 человек, а в совет директоров вошел Генри Киссинджер. С момента публичных заявлений о том, что тесты Theranos изменят медицину, и до сегодняшнего дня прошло не так много времени. Но капитализация компании в $9 млрд и личное состояние Холмс в $4,5 млрд привлекают немало внимания.

В начале октября на The Wall Street Journal появилась разоблачающая статья. Колумнист Джон Карейро цитирует заявления бывших сотрудников Theranos о том, что тесты, проведенные с использованием технологии компании показывают заметные отличия в сравнении с обычными тестами.

Тесты проводились на стандартном оборудовании и машинах Эдисона – так в компании называют собственные приборы для анализа крови. Кровь одних и тех же пациентов помещали в обе машины и сравнивали результаты тестов на витамин D, два вида тиреоидных гормонов и рак простаты. Оказалось, что результаты сильно отличаются. В статье The Wall Street Journal говорится, что когда тесты показали операционному директору компании Санни Балвани, он запретил использовать машины Эдисона и публично отчитался только о тестах на стандартном оборудовании. К концу 2014 года, компания проводила лишь 10% тестов на своем оборудовании.

Бывшие сотрудники компании рассказали, что Theranos использует для тестов традиционные аппараты – например, компании Siemens. Так как для теста по технологии Theranos требуется совсем немного крови, ее приходится разбавлять, чтобы провести тест на обычном аппарате. Из-за этого возникают проблемы. Кровь, взятая из пальца, может оказаться не такой чистой, как в вене. Связано это с тем, что кровь из пальца перемешивается с жидкостями из тканей и клетками. В результате тесты могут оказаться неточными.

В декабре 2014-го Theranos провела 60 тестов, используя данный метод.

Согласно проведенным тестам, уровень калия в крови пациентов был настолько велик, что они уже должны были быть мертвы.

The Wall Street Journal беседовали с тремя бывшими сотрудниками компании. После выхода статьи к ним пришли представители Theranos и попросили подписать заявление о том, что издание неправильно интерпретировало их слова. Двое подписали заявление, один сотрудник отказался.

Лаборатория Theranos

Лаборатория Theranos

Компания не признала проблем, описанных в статье. Адвокат Theranos Хезер Кинг сказала, что проблем с калием в тестах не было. Некорректные результаты не возвращаются пациентам и, по ее словам, не было никаких свидетельств обратного. Публично прокомментировала статью и основательница компании. В Twitter она заверила одного из читателей, что статья преисполнена лжи.

“Как разочаровывающе. Много лжи. Мы даже предложили продемонстрировать им нашу технологию, и они отказались”.

После публикации статьи, официальный комментарий появился на сайте Theranos. В нем представители компании рассказали о том, что предлагали прислать в редакцию несколько машин Эдисона для демонстрации технологии, на что The Wall Street Journal ответили отказом. Однако в The Wall Street Journal уверяют,  что журналисты в течение пяти месяцев пытались взять комментарий у Холмс, но безрезультатно.