Виталий Гончарук родился и вырос в Одессе, где получил образование и первый опыт ведения бизнеса. Сейчас он основатель и СЕО стартапа, работающего в сфере дополненной реальности Augmented Pixels, живет в Калифорнии и строит успешную технологическую компанию. За четыре с лишним года Гончаруку удалось поднять около $1,5 млн инвестиций, заполучить в клиенты National Geographic, сформировать постоянные денежные потоки и стать едва ли не единственным конкурентом Google в области виртуальной реальности. AIN.UA пообщался с Виталием о том, с чего начинался бизнес, как он развивался, можно ли рассчитывать на то, что Augmented Pixels станут первым украинским “единорогом” и чего ждать от стартапа в будущем.

11226570_10204591589695214_743264305708583812_n

Расскажи, с чего все начиналось?

В самом начале я занимался программированием и получал образование по прикладной математике. После этого лет шесть я занимался бизнесом и получал образование в сфере управления организациями.

В школе у меня был первый стартап. Программа собирала новости с веб-сайтов и рассылала их по SMS через мобильные гейты. У проекта было порядка 13 000 подписчиков. Это было в 2000 году.

Программировал я еще в лицее и на первых курсах университета. Параллельно работал в компании, в которой мы делали проект для Nokia. В 2001 году мы делали Instant Messenger для мобильных телефонов на базе ICQ – один из первых в мире.

В 2009 году я сделал свою аутсорсинговую компанию, которая доросла человек до 15. В рамках нее мы получили смежный заказ в сфере дополненной реальности. И в 2010 году я решил отделиться и сделать компанию, которая будет специализироваться на дополненной виртуальной реальности.

Начали мы с того, что получили несколько заказов и выполнили их так, чтобы ключевая интеллектуальная собственность осталась за нашей компанией. На базе этого стали развиваться дальше.

Почему вы переименовали AR23D в Augmented Pixels?

Это скорее было желание инвесторов после первого раунда. Название компании никому не было понятно. Хоть мы и переименовались, особо ничего не поменялось – компания по-прежнему называется с буквы «А», поэтому во всех отчетах мы все-равно идем одними из первых.

Забавно, что сейчас суть компании скорее соответствует первоначальному названию AR23D. Это была игра слов по аналогии с именем робота R2D2 из «Звездных Войн».

Первыми инвесторами были AVentures Capital?

К моменту поднятия инвестиций мы уже генерировали кэш. Мы закрыли сделку с AVentures Capital и Торбеном Майгаардом (Основатель и СЕО компании Ciklum – ред.), которые стали нашими первыми инвесторами. В сумме они вложили около $500 000.

В этом году мы получили деньги от американского фонда The Hive в размере $1 млн. Это нам позволило считаться американской компанией. Основной офис у нас тоже в Штатах. В Украине сохраняется частичная разработка. В компании сейчас до 20 сотрудников.

Сложно дался переход от аутсорса к продуктовой разработке?

Несложно. В IT я изначально занимался стартапами. Аутсорс для меня – это какие-то быстрые деньги, при минимуме вложений.

Какое количество людей перешло из предыдущей компании в стартап?

В Augmented Pixels я перетащил за собой троих человек. Дополненная реальность – достаточно специфическая тема и квалификация. В Украине людей, разбирающихся в computer vision, человек 200-300.

Вы считаете себя украинским стартапом?

Нет. Мы считаем себя стартапом с украинскими корнями, поскольку основатель, то есть я, из Украины. И большая часть команды тоже. Но мы – американская компания, поскольку у нас инвесторы из Америки, персонал частично из Америки, мы находимся в Америке. Странно было бы считать себя в таких условиях украинской компанией. Все, кто попадают в Америку, становятся американскими компаниями.

Продукт, который мы создаем – это не только результат работы программистов, а и маркетологов, специалистов по продажам и т.д. Специализация Украины – это только программирование.

10299935_10202117926055169_4612455063274505203_n

Насколько я знаю, ты был еще в акселераторе Plug And Play.

Нас пригласили в акселератор Plug And Play в 2013 году. Меня познакомил с ним один из клиентов. Я выступил там перед рядом инвесторов, они проголосовали и включили нас в программу. И спустя четыре месяца мы заняли первое место среди компаний, которые были в этой серии акселерации.

Был ли опыт полезен?

Plug And Play до сих пор является нашим шейрхолдером и инвестором. Они проплатили небольшую сумму денег. И до сих пор с нами работают, предоставляют очень интересные коммуникации, хотя прошло уже два года. Безусловно, полезный опыт. Ты приезжаешь туда и погружаешься в рабочую среду.

Конечно, все зависит от тебя и от того, как ты пользуешься предоставляемыми возможностями. Большинство стартапов приезжают в Долину, пьют пиво, едят пиццу, тусуются, общаются с балаболами и через три месяца валят обратно, не получив никакого результата. Мы же получили прямые контракты и интересные связи.

Какое количество продуктов вы выпустили?

Мы выпустили довольно много продуктов в области дополненной виртуальной реальности, но работаем сейчас в трех вертикалях:

  • Robotics & Drones (робототехника и дроны);
  • Real Estates (недвижимость);
  • Real Retail (ритейл).

В ритейле наш топ-клиент – это National Geographic. В недвижимости у нас много классных клиентов. Но основной потенциал компании – в дронах и робототехнике.

Сейчас мы разрабатываем системы навигации для роботов и дронов. Мы об этом начали говорить только месяц назад, но получили отличный traction, и, думаю, у нас одна из лучших команд в мире в области систем визуальной навигации.

Поэтому основное развитие будет именно в дронах и роботах, а недвижимость и ритейл для нас – это просто денежный поток, который помогает вести бизнес.

Но вы уже давно генерируете доход?

Мы генерируем доход с 2011 года. Понятное дело, что после привлечения инвестиций мы вложили очень много денег в R&D. Поэтому ушли от безубыточности к инвестиционному циклу. Но мы продаем – это важная составляющая, которая позволяет чувствовать рынок и понимать, что ты не занимаешься всякой фигней.

Результаты у нас есть. Есть такой блог CBInsights, он внес нас в топ-13 самых многообещающих проектов в области дополненной реальности в мире.

Если смотреть на наших конкурентов, с момента запуска в 2010 году, почти всех их купили. Это, конечно смешно, но если посмотреть на список конкурентов, остался только Google и мы.

Продаваться не хотите?

Любой бизнес в любой момент может быть продан. Но у нас есть понимание, как мы можем зарабатывать очень серьезные деньги. Если в ритейле мы занимались скорее развлекухой, используя разные вау-факторы, то в робототехнике мы решаем конкретные проблемы. А когда ты решаешь конкретные проблемы, ты себя чувствуешь увереннее.

Капитализацию компании мы пока не раскрываем. Если будет следующий Раунд А, тогда все увидят, сколько мы стоим.

Вы можете стать первым украинским “единорогом”?

Мы делаем бизнес. Интересно, чтобы компания была здоровой, с хорошими активами и интеллектуальной собственностью. А “единороги” – это обычно ритейловая история. Это не B2B. Есть компания Magic Leap, которая обещает очки дополненной реальности. Они еще не показали даже демо, а уже привлекли полмиллиарда от Google и миллиард от Alibaba. Они – «единорог» без единой продажи.

У нас нет чирлидерской цели стать «единорогом».  Я понимаю, что мы – уже достаточно дорогая компания, как для украинского рынка. Я думаю, что выход, который может произойти через два года, например, будет больше, чем все остальные выходы на украинском рынке. Все в наших руках.

У вас было много раундов инвестирования. Твоя доля, как основателя, не размылась?

Основатели до сих пор контролируют компанию. Когда у тебя есть кешфлоу, ты можешь позволить себе очень хорошо торговаться. Если же доходов нет, тогда приходится отдавать довольно много.

Не ощущаете ли вы проблемы быстрого роста? И если да, то как с ней боретесь?

Первое, как можно бороться – это меньше спать. Второе – у нас достаточно органичный рост. Мы создаем умные продукты, и наше развитие не связано с тем, чтобы увеличивать компанию в десятки раз. У нас нет прямой связи между продажами и увеличением штата. Поэтому такой ситуации – подняли раунд и надо нанимать в 10 раз больше человек – у нас нет.

К тому же, у меня есть опыт управления компаниями в 5 000 человек и не только. Поэтому, когда появляется потребность в расширении, мы просто нанимаем правильных людей и предлагаем им лучшие условия. Поскольку у нас есть хороший пул опционов, мы можем себе позволить и в Украине, и в Штатах нанимать хорошо специализированных людей в computer vision.

Ни вы, ни Looksery, например, не являются украинскими стартапами как таковыми, поскольку инкорпорированы в США. Но какую роль такие компании могут отыграть для Украины?

Предпринимательский опыт передается от человека к человеку. Если люди работают сугубо в аутсорсе, они никакому предпринимательскому опыту не смогут научиться, потому что будет попросту не у кого.

В нашей компании предпринимательская культура выше, чем в аутсорсе. Люди, которые работают у нас, видят, как я делаю этот бизнес. И это, вроде, не так сложно, как казалось. Если мы, например, продадим Augmented Pixels, то через пару лет наши сотрудники сделают еще пару стартапов.

Это как инвестиционные споры. Появилась одна успешная, из нее, я гарантирую, появится еще 2-3 стартапа. Я не могу судить по Киеву, но в Одессе основатели ключевых компаний вышли из старых, но продуктовых компаний.

Например, я вышел из SHAPE Service. Основатели Readdle тоже из той компании. Если проследить, откуда брались основатели – они идут не из аутсорса, а из старых стартапов, которых уже даже может не быть на рынке. Потому что так передаются предпринимательские знания.

Ты скоро достигнешь того уровня достатка, когда денег будет хватать на все основные потребности. Что тебя мотивирует работать дальше?

У меня нет цели соревноваться в сверхпотреблении. В Украине я пользуюсь маршрутками. В Долину я еще семью не перевез, а сам живу в домах совместно с 12-13 людьми. Поэтому те проекты, которые я делаю – не столько ради денег, сколько своеобразный стиль жизни. Не буду разбрасываться громкими фразами, вроде «менять мир», но мы его в какой-то мере улучшаем.

Основатели многих стартапов в Украине, которые заработали много денег, не соревнуются в потреблении, как это делают владельцы традиционных бизнесов. Хотя и среди владельцев традиционных бизнесов в Украине есть интересные основатели, которые не занимаются выпендрежем, и у них есть чему поучиться.