Основатель и руководитель китайского стартапа по мойке машин Ли Донгпу загадочно исчез, оставив около 200 нынешних и бывших сотрудников без зарплаты. Аналитики связывают эту ситуацию с загниванием сферы стартапов, связанных с доставкой. Причем не только в Китае.
Стартап Wo Ai Xiche решал проблему быстрой и дешевой мойки машин. Вместо поездки на специализированную мойку, сайт или приложение позволяло нанять людей с губками и пылесосами, которые могли перехватить машину на вашем пути и помыть дешевле. Подобные стартапы были очень популярны в Китае, однако сейчас из них выжил только один, которому удалось поднять $60 млн инвестиций.
Ли Донгпу запустил свой стартап в 2014 году и в декабре поднял $5 млн инвестиций. Слишком быстрое сжигание средств вместе с ошибками в управленческой политике привели к тому, что уже к июню финансирование практически исчерпывалось. На прошлой неделе Ли пропал. Около 200 нынешних и бывших сотрудников остались без зарплаты, с общей задолженностью около $300 000. При этом Ли отключил групповой чат компании и перестал отвечать на телефон.
Такую быструю смерть стартапа аналитики объясняют излишним демпингом конкурентов. Некоторые стартапы, которые предлагали подобные услуги, просили всего 1 юань (около 16 центов) за мойку, стараясь привлечь клиентов. В итоге, единственный оставшийся на рынке стартап предлагает мойку за 29 юаней (около $4,6) и этого все равно недостаточно для покрытия всех расходов.
Quartz считает, что ситуация с пропавшим СЕО говорит о том, что стартапы, предоставляющие разные формы доставки, доживают свои последние дни. Самый крупный аналогичный стартап по мойке машин в США был куплен Lyft в 2013 году и прекратил свою деятельность. Остались только совсем мелкие конкуренты. Аналитики считают, что такая же судьба ждет стартапы предоставляющие подобные услуги, например, по массажу или ремонту автомобилей.
В основе всех этих проблем – невероятно низкие цены на услуги, что убивает рынок и приводит к тому, что СЕО бросают компанию, не рассчитавшись по долгам.
Напомним, на прошлой неделе мы публиковали статью об 11 стартапах-“единорогах” из Поднебесной, о которых следует знать.