Советов для предпринимателей не бывает много. Некоторые из них уже набили оскомину — банальное «нужно много работать» и «верить в себя» всем давно известно. Мы выбрали ответы опытных предпринимателей на этот вопрос из темы на Quora.
Оливер Эмбертон
Эмбертон — известный блогер и основатель дизайн-студии Silktide. Он знал о том, что хочет стать предпринимателем, еще в университете и экспериментировал с бизнесом, имея минимальное количество денег и влезая в долги. Оливер вспоминает, что не очень удачно выбрал сооснователя для своего первого бизнеса — на втором совещании тот ударил Эмбертона в лицо. Спустя время, ему все же удалось начать успешное дело и вот, что он успел выучить за это время:
- Растить компанию с 2-3 человек очень страшно. По словам Эмбертона, люди основывают компании, касающиеся того сегмента, в котором они хороши. Таким людям очень тяжело искать сотрудников «настолько же хороших, как и они». В большинстве случаев такие попытки заканчиваются ничем. Эмбертон советует прочитать книгу Майкла Гербера «The E-Myth Revisited», чтобы разобраться в этом вопросе.
- Успешный бизнес или любим, или необходим. Очень редко получается преследовать обе цели. Если вы B2B-компания, скорее всего, ваша деятельность необходима, если вы Apple, сеть кинотеатров или косметическая компания — ваша продукция любима.
- Ставьте себя на место инвестора. Представьте, что у вас есть много свободных денег и вы хотите их вложить. Вложили бы вы деньги в свою же компанию? Выглядит ли она как хорошая инвестиция?
- Маркетинг не заключается в изменении мышления покупателя. Он заключается в том, чтобы помочь покупателям убедить себя в том, что ваш продукт им поможет.
- Детали важны. Логотип, название и дизайн сайта, слоган — это первые вещи, которые видит клиент. Если у вас офлайн-бизнес, то сюда нужно добавить и визитки. Обратитесь за разработкой этих вещей к профессионалам. Иногда даже ваш племянник может разбираться в таких вещах лучше вас.
- Изменение вектора пути или «пивот» — это нормально. Говорят, что ни один бизнес не переживает первого контакта с покупателем. Facebook был сайтом для студентов университетов, Nintendo делали игральные карты, а компания Эмбертона 10 лет создавала сайты до того, как переквалифицировалась в софтверную компанию. Смена направления развития — это не ошибка.
Киана Кейв
В 17 лет у Кианы есть собственный бизнес по веб-разработке. Она научилась программировать в 8 лет и сейчас совмещает свой бизнес с работой в Microsoft. Несмотря на юный возраст, в ее советах чувствуется опыт:
- Электронная почта — неэффективный способ общения с сотрудниками. В качестве альтернативы она предлагает использовать LinkedIn.
- Научитесь питчить свои идеи. Презентацией для лифта называется короткий рассказ о продукте, который вы создаете. Научитесь хорошо их рассказывать. Первый питч Киана провела в 14 лет перед аудиторией в 4 000 человек на конкурсе предпринимателей, заняв на нем первое место.
- Презентации и визуализация — ваше все. Инвесторам неинтересно слышать профессиональный жаргон и длинные рассказы о том, насколько вы хороши. Подавать информацию нужно кратко и в визуальном стиле. Графики, диаграммы, статистика — инвесторам нравятся такие вещи.
- Ходите на все возможные мероприятия для предпринимателей. Киана вспоминает, что на таких встречах познакомилась с огромным количеством полезных и интересных людей. Такие встречи — хороший способ научиться презентовать себя. Что вы сможете сказать за 15 секунд, чтобы незнакомый человек дал вам свою визитку?
Чинг Хо
Успешный китайский ресторатор Чинг Хо открыл свой первый ресторан в 20 лет. Сейчас ему 25, и за 5 лет он построил сеть ресторанов, в которой работает более 100 человек. Он считает ресторанный бизнес одним из самых конкурентоспособных бизнесов и вспоминает, что помогло ему добиться успеха.
- Вместо найма профессионалов попросите у них помощи. Проектируя новый ресторан, у Хо не было денег на найм архитектора — чаще всего они берут 10% от стоимости проекта. Чинг решил создать проект самостоятельно, основываясь на эскизах других ресторанов. Обучившись, он начертил план и отправил его профессиональному архитектору. Тот был впечатлен достижениями Хо и внес несколько полезных правок. В результате у ресторатора на руках оказался хороший проект, отредактированный профессионалом бесплатно.
- Задайте себе простой вопрос. Чинг спрашивает, если вы действительно хотите быть успешным предпринимателем, сможете ли вы конкурировать с людьми вроде него? Он хорош в том, что он делает, но тысячи предпринимателей еще лучше. У этих людей есть рвение, опыт и навыки — вам потребуется приложить много усилий, чтобы быть с ними на одном уровне.
- Экономьте, но только не на важных вещах. Хо не мог позволить себе хорошего шеф-повара, которые работают за $20 в час. Он самостоятельно научился готовить набор блюд, а затем обучал этому нанимаемых поваров. В то же время, он не экономит на еде, так как в ресторанном бизнесе качество продуктов — это главное.
Джейсон Лемкин
Советы партнера инвестиционного фонда Storm Ventures Джейсона Лемкина более короткие и прагматичные:
- Не ссорьтесь с сооснователями. Сцены драмы потребляют слишком много энергии и ничего не дают взамен.
- Если вы получали инвестиции, у вас должен быть 6-летний план. В плане нужно прописать то, как вы будете тратить инвестированные деньги первые несколько лет, а затем, как вы будете выходить на окупаемость.
- Будьте честны со своими партнерами в том, насколько вам интересно то, что вы делаете.
- Умейте уходить, если вы не справляетесь со своей задачей и помогайте найти людей, которые смогут это сделать.