Американец по имени Рурик Бредбери в фейковом аккаунте в Twitter написал, что Эйфелева Башня погасила огни в память о погибших в Париже 14 ноября. Неправдивый твит быстро набрал 30 000 репостов, а несколько СМИ даже написали по его мотивам вполне серьезные заметки, хотя многие пользователи сообразили, что информация абсурдна. Своим экспериментом Бредбери хотел продемонстрировать, как легко подменить факты домыслами с помощью социальных сетей.
В день теракта Бредбери, управляющий одной из американских компаний по разработке ПО, заметил, что по некоторым аккаунтам пользователей и СМИ пронеслась информация, якобы Эйфелева Башня погасила подсветку в память о жертвах терактов во Франци.
Американец решил провести эксперимент и опубликовать эту историю со своего дополнительного аккаунта @ProfJeffJarvis. В информации профиля указана сатирическая информация, до этого в нем несколько раз публиковались фейковые твиты, так что было несложно сразу заподозрить подвох. Впрочем, как выяснилось, очень немногие пользователи Twitter критически оценивают информацию.
Бредбери написал: “Вау. Огни Эйфелевой Башни погасли впервые с 1889 года”, и снабдил его соответствующей фотографией.
Твит мигом разлетелся по соцсети. Помимо тысяч пользователей, информацию подхватили СМИ разного размера и охвата. Несмотря на то, что в ответах к твиту многие обратили внимание на абсурдность заявления, почти 30 000 человек это не смутило.
Огни не могли гореть с 1889 года, потому что были установлены только в 1915 году. К тому же, с тех пор прошло две войны, в ходе которых подсветка периодически отключалась (держать ее все время было, как минимум, не экономно). Совсем недавно Башню выключали в память о жертвах Charlie Hebdo. Не говоря уже о том, что каждый день огни гасят в 01:00, как и произошло в тот день. Так что твит никак не мог быть правдивым.
Фейк успешно разошелся и в русскоязычном сегменте соцсетей. Многие российские и украинские СМИ подхватили “утку” и начали ее тиражировать.
“Большинство информации в соцсетях в такие моменты – это просто мусор. Да, были удачные решения, например, хештег #porteouverte или функция Facebook Search – однако и тут остается вопрос касательно их реальной эффективности”, – прокомментировал Бредбери.
Урок, который хотел преподнести миру американец, заключался в том, что в современном мире настоящая история очень легко подменяется ложной при помощи соцсетей. Для этого используются так называемые “псевдоавторитеты” (thinkfluencers) – люди, которые умеют очень убедительно и уверенно подавать заведомо фейковую информацию.
Отметим, что разгон фейков дошел до многих уголков интернета. К примеру, недавно фейковая бритва с лазерным лезвием собрала на KickStarter $4 млн.