В этом году Web Summit собрал в Дублине около 50 000 человек из 134 стран мира. Было более 2000 стартапов и 1000 инвесторов. Наша команда провела в Дублине более 1000 встреч, посмотрела несколько сотен проектов, и в Украину мы вернулись с 5-6 предложениями очень хороших сделок. Причем, одно из них – от проекта с украинскими участниками. В Украине, мы бы не встретились, хорошо хоть в Дублине смогли. Мы узнали, как западные инвесторы относятся к украинским стартапам, почему отворачиваются от российских, чем плох 500 startups и много чего интересного. Своими наблюдениями и впечатлениями хотим поделиться с читателями AIN.UA.

За пять лет Web Summit из категории “один из многих” перерос в “одно из ключевых ІТ-событий года”, на котором в роли спикеров выступают ведущие игроки отрасли. Конференция была разбита на 22 блока несколько блоков. Нас, как инвесторов, привлек Angel Summit. И, поскольку мы вкладываемся в проекты в сфере software, e-commerce, tech и мобильных приложений – соответствующие блоки попали в зону нашего внимания.

Больше всего команд было из Великобритании и Ирландии, США, Европы и гораздо меньше – из Азии. Был и громадный зал с “железом” (hardware), где традиционно собирались японцы и корейцы. А вот китайцев в этот раз было мало. Также были интересные стартапы в сфере Big Data. Если говорить о В2В, то в Дублин имеет смысл ехать тем, кто ориентирован на e-commerce, малый и средний бизнес и на стартапы. Там были Trello, SalesForce, SimilarWeb, а также Microsoft со своими решениями для стартапов.

Эпизод II: атака стартаперов

Web Summit – это громадный муравейник, в котором найти подходящий стартап – как найти иголку в стоге сена. Пока инвестор идет по залу к заинтересовавшему стенду, его постоянно отвлекают. Буквально дергают за рукав: “Эй, инвестор, стойте! Сейчас питчить буду”. Вам уже не до стенда, к которому вы шли, вам бы лишь бы сбежать от назойливых стартаперов. Поэтому к концу первого дня (а то и к обеду) приходилось переворачивать бейдж с надписью “инвестор”.

Мы видели, что индийцы ходили по залам и целенаправленно искали команды из сферы путешествий (travel). Но нам показалось, что они не собирались ни в кого вкладывать, а искали идеи для своих же индийских стартапов.

По соотношению хороших стартапов и “треша” выдерживалось привычная пропорция: 5-10% хороших, и 90-95% – откровенный треш. Венчурные инвесторы вообще не ходили по павильону, они из венчурной ложи “выдергивали” по одному тех, кого им советовали коллеги. Впрочем, самые настырные стартаперы прорывались и в ложу. Я не осуждаю их, а даже немного восхищаюсь, поскольку это показывает мощную мотивацию: раз они прорвались к инвестору и сумели его заинтересовать, то чего-то добьются.

Отзывы о саммите довольно противоречивые. Стартаперы им недовольны, потому что выделиться среди сотен других было почти нереально. Один отчаявшийся стартапер встал на тумбу и зазывал инвесторов через мегафон. Кстати, на недавней DLD-конференции в Израиле участников было меньше, но полезных знакомств – больше, поскольку проекты были намного более зрелые.

В Дублине был хороший шанс познакомиться с TechCrunch, Mashable, The Next Web и другими ІТ-медиа. Если у стартапа есть изюминка, о нем наверняка напишут. К примеру, украинско-американская команда The App Solution заинтересовала TechCrunch и The Next Web.

Наши в Дублине

“Украинцы, у вас что – стартаперская госпрограмма?” Этот вопрос нам задавали очень часто, потому что в Дублине было много украинских команд с амбициями выйти на иностранные рынки. Мы познакомились с ребятами из украинско-американского проекта, с которыми хотели бы встретиться еще в Киеве. Но в столице Украины они не светились, а поехали в Дублин за инвесторами и клиентами.

Отношение к украинцам в целом позитивное. Только в Польше наслышаны об обысках в ІТ-компаниях, поэтому есть некая предубежденность, но не против самих команд, а именно в отношении ситуации в Украине. Плюс, много укранцев переехали в Польшу, и там понимают, что не от хорошей жизни. Однако западные инвесторы не настаивают на переезде украинских команд.

В отношении к россиянам все наоборот. Когда в Дублине слышали “Россия”, многие отворачивались. Дело даже не в политике, а в том, что в российские стартапы не рискуют вкладывать, пока страна находится под санкциями. Ни одна американская или израильская компания не купит российский стартап, если тот не переедет в Америку или в Европу, причем полностью – то есть основатели получат там гражданство. В этом плане у украинцев есть преимущество.

Обидно, что наше правительство никак не поощряет стартаперов. А могло бы запускать специальные программы, предоставлять гранты, отправлять на профильные конференции. Например, в Скандинавских странах есть специальная программа для стартапов. Правда, там она не пользуется спросом, потому что у них и так все хорошо: зарплаты высокие и нет смысла пахать по 18-20 часов, чтобы чего-то добиться.

В кулуарах

Мы услышали немало неприятных слов в адрес основателя фонда 500 startups Дэйва Макклюра, якобы он слишком наращивает капитализацию. Капитализация – это хорошо, но всех интересует живой бизнес. Очень многие стартапы живут на деньги инвесторов, но прибыль не приносят. У них расширяется аудитория, и поэтому создается впечатление, будто они растут. Многих инвесторов это смущает, потому что главное мерило успешности – прибыль, а эти проекты прибыли не дают. Это ведет к пузырю подобно тому, что был в начале 2000-х. В любой момент он может лопнуть, и капитализация упадет в 10-100 раз. Нужно строить прибыльный бизнес, а не жить за деньги инвесторов.

Кому, зачем?

Ездить на подобные мероприятия нужно обязательно и инвесторам, и стартапам. Себя показать и других посмотреть. Мы познакомились с несколькими фондами из Европы, Америки и Израиля. Есть наметки для создания инвестиционного синдиката. Лучшие проекты можно найти по связям и по рекомендациям коллег. Да и вкладывая вместе с кем-то, разделяешь не только потенциальную прибыль, но и риски.

Стартаперы могут найти инвесторов, но только если заранее запланируют встречи с конкретными компаниями и инвесторами. Иначе они рискуют остаться незамеченными.

Для украинских команд подобные конференции – must have, поскольку отечественный рынок сокращается, и чтобы развиваться, нужно глобализироваться. А подобные международные саммиты позволяют найти нужные точки выхода на другие рынки.

Автор – Алексей Витченко, СЕО инвестиционной компании Digital Future. Серийный предприниматель в digital, e-commerce