Ярославу Твердохлебу 23 года. Он закончил КНУ им. Т.Г. Шевченко, получил степень магистра, после чего уехал в Калифорнию по приглашению от Facebook. Уже более года они с женой живут в Менло-Парке, где Ярослав работает в команде крупнейшей в мире социальной сети. До этого, еще будучи студентом, он успел поработать в Google и “Яндексе”, однако выбрал именно Facebook. Как украинцу живется в Калифорнии, как ему удалось так рано сделать карьеру и почему в компании Цукерберга Ярославу понравилось больше всего – обо всем этом он рассказал в интервью AIN.UA.

С чего начался твой путь в IТ и программирование?

Еще когда я учился в начальной школе, и меня спрашивали, кем я хочу стать, я отвечал – компьютерщиком-программистом. Тогда я еще не знал, что это значит. Мой путь в IТ начался, наверное, уже с перехода в новую школу. Я пошел в 8-й класс в Киево-Печерский лицей “Лидер”. Там у нас началась информатика, программирование на Pascal, и мне очень понравилось. Так я начал писать свои первые программы.

Потом увлекся нетривиальными задачами и начал заниматься олимпиадным программированием. Участвовать в олимпиадах в школе, потом университете.

Получал какие-то награды? И что тебе дали эти олимпиады?

Когда я учился в 11 классе, я получил золотую медаль на международной олимпиаде. В универе начал заниматься командными олимпиадами. Тогда мы с командой выиграли серебряную медаль в чемпионате мира.

Что это мне дало? Ну во-первых, круг общения – мы ездили по разным странам и городам, общались с людьми из разных университетов. И сейчас очень многие из них работают здесь, так что когда я переезжал, у меня уже был тут круг общения, было кому рассказать мне плюсы и минусы работы в разных компаниях, чем-то помочь, когда я проходил интервью, порекомендовать и т.д.

Не могу сказать, что олимпиады очень помогли с работой. Все-таки, работа – это не совсем то же самое, что решение алгоритмических задач на время. С другой стороны, некоторые полезные скилы они дают. Интервью на работу после олимпиад проходит ну прямо очень просто. Потому что там тоже нужно за 45 минут решить те же алгоритмические задачки. После олимпиад я это делал с закрытыми глазами. Плюс компании вроде Google и Facebook охотнее рассматривают заявки от кандидатов на стажировку, когда в резюме указаны победы в олимпиадах.

Как устроился в Google?

Помимо официальных олимпиад есть еще интернет-олимпиады на двух основных сайтах, где регулярно проходят разные соревнования. В Google часто рассылают предложения пособеседоваться именно участникам этих сайтов, у которых хороший рейтинг. Так вышли и на меня. Я тогда учился на втором курсе.

На то время я не планировал никуда ехать, мне нравилось учиться и готовиться к олимпиадам. Но раз уж предложили, я решил попробовать. Прошел собеседования и поехал на три месяца на стажировку в Цюрих.

А как отбирают интернов в Google, по интервью?

Если ты заходишь к ним на интернет-страничку сам и оставляешь заявку, часто они даже не отвечают. Нужно, чтобы кто-то отрекомендовал тебя, или они первыми тебе написали.

Если они уже рассматривают твою заявку, то за этим идет два телефонных интервью по 45 минут каждое – они просто звонили мне, спрашивали какие-то алгоритмические задачи, а я параллельно на компьютере в Google Docs их писал. Получается, они в риал-тайме смотрели мой алгоритм, могли его комментировать, а я рассказывал им, что я делаю.

По результатам этих двух интервью они ставят оценки и потом отбирают интернов.

Google помогали с отъездом?

Сделали визу, заплатили за перелет. За жилье платил сам, но зарплата позволяла. На самом деле, стажерам в Google достаточно хорошо платят, нет такого, чтобы они жили в общаге и не могли себе ничего позволить. Ты и там себя нормально чувствуешь, и домой что-то привозишь.

Были какие-то трудности?

Это была моя первая стажировка, первый самостоятельный выезд за границу. До этого я ездил с мамой в какие-то путешествия или с командой на олимпиады. Я должен был сам найти себе жилье, и это было достаточно страшно.

Я долго искал себе жилье в Цюрихе по интернету, еще будучи в Украине, заходил на сайты объявлений и пытался договориться, чтобы мне сдали жилье заранее. Хотелось приехать, и чтобы меня там уже ждала какая-то квартира. Но никто не соглашался, все хотели, чтобы я лично пришел и посмотрел апартаменты. Поэтому, когда я долетел, я еще не знал, где я буду жить вообще. Забронировал себе на первую ночь хостел и надеялся, что за пару дней найду себе квартиру.

В итоге мне повезло. Я снял не квартиру, а комнату недалеко от работы, в небольшом городке возле Цюриха, 11 минут езды на поезде до офиса. Сдали мне ее три индуса, и поначалу я их вообще не понимал. Отвечал да/нет наугад и уходил в комнату. Под конец уже разобщались, они даже приготовили мне прощальный ужин – национальные индийские блюда. Кстати, потом мой друг приезжал тоже в Цюрих на стажировку и попал к тем же индусам, совершенно случайно.

Из трудностей основная – сложно было общаться на английском. Если на какие-то технические темы я мог объясниться – международные олимпиады нас к этому подготовили – то на житейские не хватало словарного запаса. Плюс была боязнь какая-то разговаривать с людьми – зачем им что-то говорить, если они все равно меня не поймут. В Google помимо ментора у нас был еще так называемый Intern buddy, который с нами общался на разные темы. Так вот он говорил, что поначалу я вообще не разговаривал, а под конец уже стало лучше.

Расскажи, как там все было и что больше всего запомнилось.

Все получилось прямо с места в карьер. Дата начала визы у меня совпадала с первым днем стажировки. Обычно люди туда приезжают заранее, а я прямо с чемоданом пришел в офис. Это была очень резкая смена обстановки – еще утром я был дома, и тут – бабах! – сижу в офисе Google вместе с другими интернами, а рекрутер на английском рассказывает нам всякие вводные лекции.

Команды в Google определяют сразу – времени на размышления не дают. Там менеджеры сразу выбирают интернов. Я согласился пойти к первому же менеджеру, который со мной поговорил и с первого дня уже получил рабочее место и задачи.

Первое рабочее место Ярослава в Google

Первое рабочее место Ярослава в Google

Сложно было?

На самом деле, чтобы быть стажером Google, ничего особенного знать не нужно. Само собой, английский и язык программирования, а всему остальному они научат. В универе нас не учат тому, что нужно для работы в Google. Большинство из того, что мне там нужно было – внутренние технологии Google. Они понимают, что людям необходимо время на то, чтобы их освоить, ко всему привыкнуть. Они не грузят с первого дня. В Facebook примерно так же.

Я работал в подразделении Google Maps, и работа у меня была не сильно значимая. Интернам в Google не дают значимых проектов, у них сильно ограничены права доступа и статус не такой, как у обычных фуллтайм-сотрудников. В Facebook стажироваться было интересней.

Как развивалась твоя карьера после стажировки в Google? Как попал в Facebook?

Пока я стажировался в Google, мой сокомандник параллельно стажировался в Facebook. И мы с ним решили друг друга порекомендовать – он меня в Facebook, а я его в Google. Через год я поехал на стажировку в Facebook с другим сокомандником.

Facebook HQ

Facebook HQ

Жили с ним в одной квартире. В Facebook с этим проще – компания снимает квартиру стажерам и не экономит на этом. А если ты сам оплачиваешь жилье, то Facebook предлагает за это прибавку к зарплате. Мы выбрали квартиру, потому что она очень крутая и дорогая, так что прибавку брать невыгодно. Поэтому мы тут совсем беззаботно жили.

Сравни стажировку в Facebook и в Google.

В Facebook мне понравилось больше. На основании этого я потом и принимал решение, где хочу работать. Дело в том, что в Facebook интернов ставят примерно на такой же уровень, как и фуллтаймеров, у них столько же полномочий и более ответственные проекты.

Здесь было достаточно много украинцев, россиян – знакомых по олимпиадам, университету. И поскольку у нас была достаточно большая квартира, вся наша диаспора всегда собиралась у нас – это человек 10, по праздникам до 20. Каждые выходные мы играли в настольные игры. Ну и плюс у нас не было машины, а тут достаточно тяжело передвигаться без личного авто, поэтому когда к нам приходили и потом подвозили, это было еще и выгодно.

В конце стажировки Facebook дал мне оффер. Но работать я сюда приехал только через два года.

Ого, а чего сразу не захотел?

Я тогда был на третьем курсе и не знал, хочу переезжать или нет. Мне нужно было время подумать, закончить университет – получить бакалавра, потом магистра.

В Киеве я еще парт-тайм работал в “Яндексе”. О вакансии мы узнали, когда ездили на олимпиаду, где хантили ребят в эту команду – программирование на Python в отделение рекламы. В киевском офисе в этой команде работали четыре человека, а основное подразделение находились в Москве. Это был, можно сказать, эксперимент – мы по сути работали в удаленном офисе.

Руководство “Яндекса” во многом пошло нам на уступки: у нас был гибкий график, если нам нужно было поехать на какую-то олимпиаду, они не просто нас отпускали, а иногда могли проспонсировать – для нас это было очень классно.

В “Яндексе” я проработал свой последний год в Украине. Я им сразу сказал, что подумываю уехать в Америку, а переезд в Москву к ним даже не рассматривал.

Мне очень понравился “Яндекс”, там было интересно, но удаленно работать сложно именно в плане коммуникации – когда нужно было у кого-то что-то спросить, иногда не сразу получалось дописаться. Периодически у нас были видеочаты с начальником, но в остальное время мы сидели в небольшой комнатке, работали по четыре часа в день, плюс все в разное время приходили.

Это был хороший опыт, но больше я бы удаленно не работал. Мне нравится работать в команде.

Получается, в Facebook тебя ждали два года? Было какое-то собеседование на фуллтайм-должность, когда ты уже решился переехать?

Еще когда я устраивался в интернатуру, я проходил два собеседования. Вся стажировка – это как испытательный срок. По ее итогам менеджер и коллеги писали на меня ревью, оценивали. Так они ранжируют интернов и решают, кому дать оффер. Когда я получил предложение, у меня уже не было отдельного интервью.

Facebook нанимает людей не на какую-то конкретную должность, а просто находит подходящих людей, которых потом задействует в разных проектах. Когда я приехал в Facebook, первые шесть недель у меня был так называемый “буткэмп”: я ходил на лекции, мне рассказывали о компании, были какие-то практические занятия, просто чтобы разобраться, как там все устроено, что используют. Неделю ходил на встречи с менеджерами разных команд, они рассказывали, чем занимаются. Я решал, хочу ли я туда, а они решали, хотят ли меня взять.

В итоге я выбрал Video Infrastructure и теперь работаю над обработкой и перекодированием видео, загружаемых в Facebook. По сути, я работаю со всем, что происходит с видео с момента, как пользователь закончил загрузку, и до того момента, как другой пользователь нажал “смотреть”, не включая саму загрузку и просмотр.

Расскажи о переезде. Были какие-то проблемы с документами, бытовыми вопросами?

Нет, Facebook все взял на себя. Они сделали мне визу, купили билеты (мы с женой летели бизнес-классом), сняли жилье на первый месяц. Дали какие-то деньги на переезд. Нас встретили, поселили. При желании мы могли и дольше месяца жить в их квартире, но мне было выгоднее снять жилье самому, а деньги, которые Facebook выделяет на жилье, забрать в качестве надбавки.

В плане бытовых вопросов все было просто – тяжело было чисто эмоционально. Хотелось, конечно, какой-то смены обстановки, чего-то нового, но в Украине остались все друзья, знакомые. Жене поначалу было очень сложно – у нее нет рабочей визы и она не знала, что ей здесь делать – друзей тут у нее не было (у меня-то знакомые были еще со времен стажировки). А я целыми днями на работе, иногда допоздна.

Сейчас уже нормально. Мы больше года здесь живем и надеемся, что когда дойдем до определенного момента оформления грин-карты, ей дадут разрешение на работу. Плюс со временем она раззнакомилась с диаспорой, обросла друзьями, у нее уже есть своя компания, ей не скучно.

Как изменилась твоя жизнь после переезда?

Полностью. Что такое Менло-Парк, в котором я живу, Пало-Альто и другие? Это маленькие городки с одной центральной улицей, где располагаются все магазинчики, рестораны – городская инфраструктура. А остальное – это небольшие домики 1-2 этажные. Эти городки очень близко друг к другу, и когда едешь на машине, можно не заметить, как из одного в другой попал. По сравнению с Киевом это совершенно другая жизнь. Киев – большой город, в котором есть метро, шумный транспорт, куча всяких торговых центров…

Здесь неплохо, но мне нравилось жить в большом городе. В Менло-Парке до ближайшего магазина или кинотеатра нужно ехать на машине минут 10-20, как таковых ивентов не так много. Тут тихо, в этом есть своя прелесть, но скучновато.

А вы снимаете жилье или купили?

Снимаем квартиру. В Долине очень дорогое жилье. Купить дом конечно можно (в кредит на 30 лет), но я пока не знаю, хочу ли я здесь осесть. Работать здесь классно, даже если не привязываться к Facebook, выбор для программиста очень большой. Это центр индустрии. Но с жильем все плохо. Если нет лишнего миллиона долларов, купить нормальный домик нереально.

Можно, конечно, экономить на жилье, откладывать деньги на какой-то счет. Мы не экономим так чтобы жить в трейлере или маленькой комнатушке, у нас one bedroom – по-украински это спальня плюс гостиная. Я знаю людей, которые снимают квартиры на 60-70% от их зарплаты, на остаток живут, скорее всего, ничего не откладывают, зато у них крутая квартира в крутом районе. Мне не очень нравится вообще все тратить на квартиру, но и в трейлере жить не хочется.

В Сан-Франциско еще дороже, там вообще зверские цены на аренду. Не семейные люди снимают жилье коллективно. Моя жена пока не работает, и на аренду уходит, наверное, чуть больше 30% моей зарплаты. Мы особо ни в чем себе не отказываем, но и не шикуем. Не ходим каждый день по ресторанам, не покупаем ничего лишнего.

Давай вернемся к работе. Что тебе больше всего нравится в работе в Facebook?

Здесь достаточно маленькие команды, и удельный вклад на одного сотрудника в общее дело более значим, чем в других компаниях. Учитывая, что в моей команде помимо меня всего лишь несколько человек работает над тем же, что и я, конкретно моя работа влияет на сотни миллионов пользователей.

Плюс это пока не настолько большая компания, как Microsoft или Google, и все здесь происходит достаточно быстро. Если в других компаниях проект утверждает пять уровней начальников сверху, и только потом его разрешают начать планировать, то в Facebook если кто-то что-то придумал – за месяц уже все сделано. Не представляю, чтобы в Google что-то делали так быстро. В этом есть свои минусы, но лично мне такая динамичность по душе.

Еще в Facebook средний возраст сотрудников меньше. Это не было определяющим фактором, но приятно. Помню, в Цюрихе в пять или шесть часов вечера вся команда встает и дружно уходит домой, чтобы успеть на семейный ужин. На этом работа заканчивается. В Facebook люди больше вовлечены в работу. Я часто ужинаю в офисе, например. Так что жене не приходится на меня готовить 🙂

Помимо трехразового питания в офисе есть еще какие-то крутые “плюшки”?

Страховка отличная. Они оплачивают страховку мне и большую часть страховки жены. Также нам выделяют определенную сумму в год на разные спортивные услуги, хотя в кампусе есть тренажерный зал. Химчистка, куча бесплатной еды. Отпуск – 21 рабочий день в год, не включая выходные и праздники.

Есть бар, правда он платный. Но у многих команд есть свой бесплатный бар.

Марка Цукерберга видел? 🙂

Он каждую неделю проводит сессию вопрос-ответ для сотрудников, рассказывает о приоритетах компании. Мы собираемся в кафе, где он выступает с большой сцены. Кто не хочет приходить, может в онлайне смотреть. Ему задают вопросы, он отвечает. Еще я пару раз видел его в столовой, как он сидел кушал.

Его офис для совещаний – это такой стеклянный куб, все проходят мимо и видят его. И так всегда было. Еще в самом первом офисе Facebook в Пало-Альто у него была такая комната, и в старом кампусе такая была, которая одной стеклянной перегородкой выходила на улицу. И сейчас тоже куб в новом здании.

И как он тебе?

Мне нравится, какой пример он подает сотрудникам. Не знаю, сам он это придумывает или нет, но то, что он говорит и как он это говорит – достаточно вдохновляюще.

Много кроме тебя украинцев в Facebook?

В моей команде кроме меня нет русскоговорящих, но вообще в компании они есть. Преобладают, конечно, китайцы и индусы, просто потому что их в принципе больше. Например, у меня в команде несколько китайцев, индусов, есть из Сингапура ребята, есть поляк-канадец, южно-африканец-британец.

А американцы есть?

Один есть. Правда, он индийского происхождения.

У меня такое ощущение, что американцы в меньшинстве. Особенно на инженерных позициях. На не инженерных их достаточно много. Например, на маркетинговую позицию логичнее нанять американца, потому что он знает местный рынок, его законы. Они хорошо общаются, у них больше опыта здесь. А на позиции программистов в Facebook обычно нанимают много и не американцев.

Как проводишь свободное от работы время?

Его не так много, особенно по будням – я все время на работе. Вечерами общаемся дома с женой или ходим куда-нибудь в кино. На выходных в последнее время играем в волейбол с русскоговорящим комьюнити в кампусе Google – там есть волейбольная площадка. Играем с ребятами из Google, Facebook и других компаний.

Не могу сказать, что мы много куда-то ездим. Здесь вокруг очень красивая природа, но чтобы устроить вылазку, нужно прямо с утра выезжать, поэтому мы редко это делаем. Иногда ездим в Сан-Франциско погулять, Лос-Анджелес, Сан-Диего. Здесь неподалеку также есть очень крутой национальный парк-заповедник Yosemite (в честь него даже версию Mac OS X назвали), с горами и водопадами, озеро Тахо, но до него ехать 4 часа на машине, так что сильно не покатаешься.

Часто бываешь в Украине? Вернуться когда-нибудь планируешь?

За этот год был один раз. Следующим летом мы планируем поехать в Европу, и думаю, заедем в Украину.

У меня нет долгосрочных планов в Калифорнии, сложно сказать, чего я хочу. В мире все так быстро меняется – появляются новые компании, старые загибаются, возникают какие-то интересные возможности и предложения, поэтому я не могу загадывать. И не исключаю возможности вернуться в Украину. Если бы в Украине была такая же работа в плане интересности и зарплаты, я думаю, я бы жил в Украине. Но пока такого нет.