В уходящем году игроки украинского рынка e-commerce сократили затраты на наружную рекламу, в некоторых случаях до 40%, зато активно работали с SEO и контекстом. К таким выводам пришли авторы исследования “Как развивался e-commerce в 2015 году?”, составленного Promo.ua. Динамику изменений анализировали по Similar Web для топ-сайтов, а именно: Rozetka.com.ua, allo.ua, Comfy.ua, f.ua, foxtrot.com.ua, mobilluck.com.ua и eldorado.com.ua.
Одной из тенденций уходящего года стало перетекание бюджетов из офлайна в онлайн: в среднем крупные интернет-магазины сократили бюджеты на наружку в гривне на 23% (данные DOORS Consulting). Среди указанных магазинов самый большой бюджет на наружную рекламу был у “Алло”, но даже он меньше прошлогоднего на 9%. Бюджет Comfy сократился на 20%, а “Фокстрота” – на целых 44%.
Еще один тренд, который отмечают в исследовании: органика остается основным источником трафика. В среднем доли органического и платного трафика составляют 85% и 15% соответственно.
Если сравнивать среднемесячный прирост ссылок за прошлый и этот год, основные игроки сокращают количество размещенных ссылок. Это связано не столько с сокращением бюджетов, сколько с повышением качества (и стоимости) ссылок.
Если говорить о динамике по бесплатному органическому трафику, лидером является, очевидно, “Розетка”, так что авторы исследования исключили ее из графика (на фоне “Розетки” не наглядна динамика по другим игрокам). Учитывая это, самый активный рост по бесплатному поисковому трафику за уходящий год – у “Алло” и “Мобиллака”. Интересно, что переход Fotos на новый домен в октябре 2015 года прошел без потерь в трафике:
В уходящем году магазины также ФОКУСировались на товарных предложениях. К примеру, “Розетка” и “Алло” работали с ассортиментом и продвижением товаров, выделяя отдельные бюджеты на оптимизацию карточек товаров. “Фокстрот” и Fotos выбрали противоположную стратегию, ориентированную на категорийный трафик.
Основным платным источником остается Google Adwords. В среднем бюджет на контекстную рекламу в нише электроники составляет от 400 000 грн до 900 000 грн в зависимости от сезона. При этом не учитываются показатели “Розетки”, где бюджеты, по оценке авторов исследования, доходят до 10 млн грн. Рекламные бюджеты распределяются так:
Comfy компенсирует проседание по органике максимальными (после “Розетки”) бюджетами на платные источники. Fotos и “Фокстрот” не участвуют в дорогих аукционах Adwords, ориентируя кампании не на охват аудитории, а на рентабельность источника. Поэтому их реклама показывается по меньшему числу фраз.
Если говорить о трафике из социальных сетей, в среднем ежемесячный трафик для интернет-магазинов составляет около 200 000 посетителей.
Еще одна тенденция уходящего года: активное развитие YouTube: этот канал дает большой охват аудитории. Comfy запускает новый проект на своем канале о комфортной жизни, “Розетка” запустила детский канал.
В 2015 году также по всем игрокам просел брендовый трафик. Авторы исследования собрали всю брендовую семантику по основным игрокам рынка и вывели общую частотность для каждого:
С помощью Google Trends вывели динамику по брендам с января 2014 года по ноябрь 2015 года:
Напомним, ранее мы публиковали тезисы доклада Дениса Довгополого о новейших трендах мирового и украинского e-commerce.