Седьмой эпизод саги “Звездные Войны: Пробуждение Силы” уже успел стать одним из самых успешных фильмов в истории кинематографа. Сегодня картина отпраздновала очередной успех, собрав $1 млрд в прокате в рекордные сроки. Однако, на популярности фильма удалось разбогатеть не только его создателям. Счастливый билет вытянула ранее малоизвестная компания Sphero, которой повезло изобрести игрушечного дроида BB-8.
Маленький дроид BB-8 – один из ключевых и самых заметных персонажей седьмой части “Звездных Войн”. По большому счету, BB-8 пришел на замену легендарному R2D2, любимцу всех фанатов саги.
Но по сравнению со старшим коллегой у BB-8 есть ряд принципиальных особенностей. Во-первых, он круглый. Дроид состоит из двух частей, а в основе его лежит шар, который крутится вокруг своей оси. Так дроид и перемещается. Во-вторых, он маленький. В фильме макушка BB-8 едва достает до бедра среднестатистического человека. R2D2 заметно выше.
Компании-производителю игрушек Sphero удалось вытащить счастливый билет и получить права на разработку и производство реального BB-8. В первые 12 часов продаж было продано более 22 000 экземпляров. Сейчас прибыль компании исчисляется десятками миллионов долларов.
Что это за компания?
Компания Sphero была основана в 2010 году двумя друзьями и начала свой путь с бизнес-инкубатора Tech Stars. Начиналось все с разработки мобильных приложений, которые позволяли управлять предметами. Тогда же появилась идея создать шар, который можно было бы контролировать удаленно.
В 2011 году на выставке CES компания представила первый готовый продукт – крутящуюся сферу, под управлением мобильного приложения. Sphero завалили заказами, с которыми те едва успевали справляться. Компания продолжила работу над продуктом, и в 2013-м представила вторую версию Sphero, еще меньшую и еще более проворную. “Умными сферами” заинтересовались школы и стали одними из основных покупателей продукта. Однако и этого было мало. До глобального успеха было очень далеко.
Переломный момент произошел в конце 2014 года. Sphero отобрали в бизнес-акселератор Disney. Как раз тогда студия готовила к выходу новый эпизод “Звездных войн”. Основателей Sphero позвали на встречу к СЕО киностудии Бобу Айгеру. Боб показал прототипы дроида BB-8, которые до этого видела разве что съемочная труппа, и спросил, смогут ли создатели Sphero сделать такого же в реальности. Они ответили, что cмогут. Так начались самые безумные 10 месяцев их жизни.
Технологические особенности BB-8
Несмотря на серьезный гандикап – наличие уже работающей технологии крутящегося шара под управлением смартфона – перед командой стартапа возникла серьезная проблема. “Голова” BB-8 должна была двигаться вразнобой с основой, несмотря на то, что “тело” постоянно находилось в движении. Была поставлена задача, чтобы этой “головой” можно было управлять.
К тому же в кадре “Звездных Войн” работал настоящий робот BB-8, разработанный департаментом спецэффектов Disney. Sphero предстояло сделать его копию, только более проворную и меньшую в размерах. И им это удалось. В ноябре 2014 был запущен процесс разработки, а в сентябре 2015 робот поступил в продажу.
Внутри “тела” дроида находится механизм со своеобразными колесами, которые соприкасаются со стенками сферы. Когда колеса крутится – сфера едет и/или поворачивается. “Голова” же присоединена ко всему механизму внутри сферы при помощи магнита. И каждый раз, когда поворачивается голова, поворачивается вся конструкция внутри сферы.
Золотая жила
Игрушечный дроид вместе с остальным мерчандайзом был запущен в продажу в сентябре, за два месяца до премьеры. Стоимость одной игрушки – $149,99. В первые 12 часов продаж было продано более 22 000 экземпляров. Далее продажи росли экспоненциально. На момент написания статьи за один час продается около 2000 дроидов. Для сравнения, оригинальная игрушка Sphero стоила $130 и продавалась по 14 штук за час.
Основатель компании Адам Уилсон не раскрывает суммарных цифр, однако аккуратно говорит, что, возможно, они заработают сотни миллионов, а возможно и более миллиарда долларов на BB-8.
Уникальная лицензия от Disney и доступ к закрытой информации послужили компании колоссальным ресурсом, которым ей удалось правильно воспользоваться. Тем не менее, история знает примеры стремительно взлетевших компаний, которые позднее так же стремительно упали.
Однако Sphero не планируют замыкаться на сферических игрушках. Компания планирует “определить будущее развлечений”. Ресурсов для этого у нее теперь предостаточно.