Основатель и креативный директор Undefined Creative Мария Рапецкая написала для Entrepreneur материал о том, какие ошибки допустила, создавая свой первый бизнес и как избежала их повторения со вторым начинанием.
Я стала предпринимателем в 2005 году. Свою первую дизайн-компанию я создала в партнерстве со своим близким человеком. В значительной степени она стала фристайл-экспериментом в ведении бизнеса, который продолжался в течение пяти лет. Как бизнес, компания была минимально успешной. Но как опыт, это был мой эквивалент MBA.
К тому времени, когда я основала свою вторую и текущую компанию, у меня уже были представления о том, чего нельзя делать при ведении малого бизнеса. Я была достаточно везучей, чтобы сделать ошибки, которые дали пять ценных уроков – уроков, которые действительно окупились во второй раз.
1. Не спешите вступать в партнерство
Я поняла это только после своего первого партнерства. Когда наши пути разошлись, ко мне пришла мысль, что мы никогда не должны были становиться партнерами по бизнесу. Просто потому, что когда кто-то является вашим лучшим другом, давним коллегой или еще кем-то важным для вас, это еще не значит, что этот человек является идеальным кандидатом для ведения совместного бизнеса. Я говорю “ведения”, потому что начиная компанию гораздо проще радоваться перспективам, чем быть в состоянии справиться с реальностью и изо дня в день эффективно работать.
Лучшим партнером, как правило, являет тот, чьи навыки и подход абсолютно противоположны вашим. Во-первых, вместе вы будете в состоянии покрыть гораздо больше обязательств без дополнительных сотрудников. Во-вторых, ваша противоположность может создавать конфликты, но это заставит вас обоих защищать свои бизнес-инстинкты и отсеивать некоторые идеи, прежде чем зря тратить на них ресурсы.
2. Не отчаивайтесь
Развивать компанию — это не цель, а длинная, извилистая дорога. Наслаждайтесь процессом! Если вашей целью не является скорая продажа компании, то вы, скорее всего, хотите построить долгосрочную предпринимательскую карьеру. У вас будут взлеты и падения – возможно, в одну и ту же неделю или даже в один и тот же день. Вы заполучите одних хороших клиентов и потеряете других, по справедливым и не очень справедливым причинам. Это все часть бизнеса.
Вас ждут провалы, чувство разочарования и сомнения. Мы все испытали это. Вместо разочарования, сосредоточьте внимание на том, чтобы стать более устойчивым, и продуктивно справляться со стрессом.
3. Не забывайте, почему вы хотели начать свой бизнес в первую очередь
Будь то следование страсти или желание получить больше контроля над временем, чтобы посвятить его семье – всегда помните основную причину, по которой вы начали этот путь. Легко увлечься и забыть, чего именно вы хотели от вашего собственного бизнеса. Для меня, например, сработал фактор качества жизни, а особенно фактор времени для моей другой страсти – путешествий. Порой временная жертва может быть по-настоящему необходимой, но это плата за то, чтобы избежать ситуации, когда вы постоянно откладываете на потом именно то, чего хотели бы больше всего.
4. Не пытайтесь все сделать самостоятельно
Я начала свою первую компанию с $500. Этого едва хватает, чтобы покрыть расходы на регистрацию. Так что у меня сразу же выработалась склонность делать все самой. Мой партнер хотел и мог работать только до определенной степени, так что мне пришлось заниматься большим количеством административных задач, чего я не предполагала изначально. Они отнимали драгоценное время и энергию, которые могли бы быть направлены на рост бизнеса.
Во второй раз я эту ошибку не сделала. После создания второй компании я буквально через несколько месяцев наняла помощника. Хотя мои расходы и выросли, но теперь я могу лучше выполнять свою работу и посвятить время развитию бизнеса. Это помогло мне вырастить компанию гораздо быстрее, чем мои предыдущие попытки сэкономить, когда я была сама себе бухгалтером.
Так что не стоит поддаваться искушению сделать все самому. Сохранение финансовых ресурсов – это важно, но не позволяйте раздутому списку задач торпедировать ваши попытки достичь больших целей.
5. Не прекращайте развиваться
Ваша стратегия, ваш маркетинговый план, ваш целевой рынок – ничто из этого не высечено в камне. Мир меняется все быстрее и быстрее с каждым днем. Ваша отрасль, вероятно, изменится. Перемены могут быть мелкими или же огромными. Вы, как малый бизнес, находитесь в невыгодном положении, потому что ваши ресурсы намного более ограничены, чем у крупных конкурентов. Но у вас есть бесценное преимущество — способность изменить курс и адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее, чем большая организация.
Лучший способ оставаться актуальным – это следить за потоком изменений, держать ум открытым для новых идей и оставаться гибким.
И, конечно, не слишком бояться совершать ошибки!
Напомним, недавно мы писали о том, как привыкнуть изучать что-то новое, не отвлекаясь от основной работы.