Прошлый год для украинского IT стал очередным “годом обысков” – силовики приходили как к малоизвестным мелким компаниям, так и к крупнейшим игрокам вроде Luxoft или “Датагруп”. Кто-то из пострадавших, отчаявшись найти решение в Украине, подавал жалобу даже в Европейский суд. Но все же в некоторых случаях компаниям удается вернуть изъятые серверы и компьютеры и даже добиться уголовного расследования в случаях, когда силовики явно превышали полномочия или нарушали закон. В апреле прошлого года СБУ забрала серверы у харьковского провайдера SteepHost. По словам владельца Андрея Киселева, сотрудники ведомства также вымогали взятку и угрожали его жизни. И только к концу декабря суд обязал прокуратуру начать расследование по жалобам владельца бизнеса.
Как рассказал редакции сам Киселев, дело против SteepHost зарегистрировали уже после обыска на основании рапорта Ивана Борисенко, замначальника отдела по борьбе с киберпреступностью Харьковского областного управления СБУ. “Пострадавшей стороны и/или заявителя в данном деле нет. По этому делу за весь этот период не был передан на экспертизу ни один системный блок, не был опрошен ни один представитель компании”, – говорит владелец хостинг-провайдера.
Компании вернули часть изъятого оборудования. Но, по словам Киселева, при обыске системные блоки были опечатаны, а вернулись уже без печатей и упаковки. Один из таких блоков был компьютером техподдержки. Изучив его, руководство компании увидело, что с жесткого диска копировали контакты клиентов, переписку, делали скриншоты. “Работники СБУ просто сидели и рылись в системном блоке техподдержки и воровали корпоративную информацию, персональные данные клиентов и переписку с ними. Вся файловая система ОС усеяна изменениями от 17.04.2015, а обыск был 16.04.2015… Наши поставщики оборудования говорили, что после того, как мы перестали работать, другая компания стала активно производить закупки”, – говорит руководитель компании.
Владелец SteepHost обращался в прокуратуру, но прокуратура полгода не регистрировала дела и не проводила следственных действий. В конце декабря 2015 года следственный судья Краснозаводского районного суда Харькова рассмотрела на открытом заседании жалобы Киселева на отказ прокуратуры вносить в единый реестр досудебных расследований сведения по заявлению о нарушениях Уголовного кодекса. Суд постановил удовлетворить все жалобы хостера и обязал прокуратуру внести данные об уголовных преступлениях в реестр (это означает старт досудебного расследования дела).
По решению суда, в реестр вносятся данные о правонарушении по ст. 129, 365, 189, 367, 163, 383 Уголовного кодекса (это угроза убийством, превышение служебных полномочий, вымогательство, служебная халатность, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, ложное сообщение о совершенном преступлении). Было заявление и о краже оборудования по ст. 185, но его переквалифицировали в ст. 367 (служебная небрежность).
“Процесс запущен, начато 5-7 расследований, ответственность за такие нарушения – вплоть до [заключения] от 3 до 7 лет. Мы активно участвуем в расследованиях, подаем пояснения-ходатайства, даем показания”, – говорит владелец компании. Все документы по делу он публикует у себя в Facebook.
Напомним, ранее Киселев обвинял сотрудников СБУ в попытке забрать бизнес и вымогательстве взятки в $25 000.