Международное объединение фирм «Делойт» подготовило прогноз развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ в 2016 году. Это уже их пятнадцатый ежегодный прогноз, а основан он на исследованиях, личных интервью, данных клиентов и бывших сотрудников компании, отраслевых аналитиков, ведущих руководителей в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ, а также тысячах специалистов компании «Делойт» во всем мире, которые осуществляют соответствующую практику. Мы публикуем основное из отчета, а полную версию на английском языке можно найти на сайте «Делойт».
В 2016 году увеличится объем продаж устройств виртуальной реальности в мире – он впервые достигнет отметки $1 млрд: около $700 млн поступит от продаж аппаратного обеспечения, остальные – за счет продажи контента. Ожидается продажа 2,5 млн единиц очков виртуальной реальности в течение года и 10 млн копий видеоигр, при этом основную часть расходов на устройства виртуальной реальности обеспечат постоянные пользователи компьютерных игр. Хотя смартфоны и планшеты становятся все популярнее, традиционные ПК остаются в тренде. Наибольшим сторонником ПК из всех возрастных групп являются миллениалы (возраст от 18 до 24 лет). Более 85% этой категории потребителей в 13 развитых странах мира пользовались ноутбуком в течение 2015 года. Они воспринимают смартфоны и ПК как устройства, которые дополняют, а не заменяют друг друга.
Технологии
- Более 80 из 100 крупнейших мировых производителей программного обеспечения, скорее всего, интегрируют в свои продукты технологии машинного обучения, автоматической обработки естественного языка или распознавания речи. Это на 25% больше по сравнению с 2015 годом, когда 64 из 100 ведущих компаний предложили продукты или услуги с применением когнитивных технологий.
- К концу 2016 года в развитых странах количество женщин, работающих на должностях IТ-специалистов, составит менее 25% от общего количества специалистов в сфере информационных технологий. Эта цифра практически соответствует показателю 2015 и, возможно, даже ниже.
- Количество постоянных пользователей мобильных онлайн-платежей может увеличиться на 150% – до 50 млн пользователей в 2016 году. Мобильная коммерция дает ритейлерам возможность увеличить объемы продаж благодаря популярности мобильных устройств среди посетителей сайтов магазинов. Ранее количество покупок онлайн было на низком уровне в большинстве из-за неудобства процесса оплаты.
- Общая стоимость рынка графеновых материалов в 2016 году не будет превышать нескольких десятков миллионов долларов, а расходы на научные исследования и разработки за год могут достичь сотни миллионов долларов. В среднесрочной перспективе графен использоваться в производстве товаров, стоимость которых составит миллиарды долларов в год. Однако полная реализация его потенциала может длиться десятилетиями.
СМИ и сфера развлечений
- Программы для блокировки рекламы были лидерами продаж после своего появления. Однако сейчас мы наблюдаем падение интереса к ним. Ожидается, что в конце 2016 года только 0,3% из всех владельцев мобильных устройств будут использовать программы для блокировки рекламы. Это скажется на 0,1% рекламного рынка объемом $100 млн (0,1% рынка). Для рекламного рынка объемом $70 млрд это несущественный показатель.
- В 2016 году смартфоны и планшеты станут ведущими игровыми платформами, обеспечив доходы на уровне около $35 млрд от реализации программного обеспечения, что на 20% больше, чем в 2015 году. Средний объем дохода от реализации одной игры для мобильных устройств в сотни раз ниже, чем для ПК, однако и ресурсы, необходимые для создания мобильных игр, не сравнить с затратами на компьютерные игры.
- Популярность киберспорта вырастет на 25% – объем рынка составит $500 млн. Аудитория постоянных и случайных зрителей составит около 150 млн человек. Этот показатель составляет лишь небольшую долю доходов таких основных видов спорта, как футбол, американский футбол, баскетбол, бейсбол и хоккей, составляющие от $4 до $30 млрд.
Телекоммуникации
- К концу года количество интернет-подключений со скоростью гигабит в секунду (Гбит/с) увеличится в десять раз – до 10 млн, 70% из них придется на частных пользователей. Рост спроса будет определяться увеличением доступности и сокращением стоимости скоростного интернета. Прогнозируется, что к 2020 году к сетям, которые предлагают гигабитные тарифы, будут подключены примерно 600 млн абонентов, то есть большинство частных пользователей во всем мире, которые сейчас имеют доступ к сети.
- Смартфоны, бывшие в употреблении, — рынок объемом $17 млрд. Ожидается, что в 2016 году потребители продадут сами или при покупке нового телефона ориентировочно 120 млн б/у смартфонов, что гораздо больше, чем 80 млн смартфонов, проданных в 2015 году на общую сумму $11 млрд.
- В 2016 году в сеть будет выложено 2,5 трл фотографий, что на 15% больше, чем в предыдущем году. Более 90% этих фотографий, скорее всего, будут сняты на смартфон; другие будут сделаны с помощью зеркальных фотоаппаратов, компактных фотокамер, планшетов и ноутбуков. Эта цифра не учитывает триллион фотографий, хранящихся в памяти самих устройств.
- Согласно прогнозам, в 2016 году около 26% пользователей смартфонов в развитых странах в определенные периоды времени не сделают ни одного телефонного звонка. Это не означает, что такие пользователи прекратили общаться. Они просто заменяют традиционные телефонные звонки на сообщение, в частности SMS, а также голосовые и видеоуслуги ОТТ.
- До конца 2016 года 100 мобильных операторов по всему миру будут предлагать как минимум один пакетный голосовой сервис, что вдвое превышает прошлогодние показатели и в шесть раз превышает уровень начала 2015 года.
Напомним, в декабре 2015-го Евгений Сысоев представил масштабное исследование украинского хайтек-рынка.