С 1990 года, когда исследователь компании Boeing Томас Коделл ввел термин «дополненной реальности», технология прошла путь от научной фантастики к практическому использованию. На сегодняшний день люди могут не просто видеть виртуальную линию офсайда во время трансляции футбольного матча, но и поместить все преимущества «дополненной реальности» в свой смартфон или планшет. Но и это не предел.

Рост спроса на технологию дополненной реальности связан с тем, что большинство современных мобильных устройств справляется с наложением любых цифровых данных на изображение, получаемое в реальном времени со встроенной камеры. В результате появилось много мобильных приложений с дополненной реальностью, которые пригодятся во время путешествия, для игры или учебы.

Быстро познакомиться с дополненной реальностью можно, установив на мобильное устройство один из специальных браузеров, которые позволяют увидеть цифровой контент, дополняющий физический мир. Одним из первых таких браузеров для 3G и 4G-смартфонов был Junaio — творение немецкой компании-мастодонта Metaio, работающей на рынке AR с 2003 года. В мае 2015-го Metaio приобрела компания Apple, после чего 15 декабря все продукты немцев вместе с Junaio были деактивированы.

Не менее популярным браузером, который к тому же существует по сегодняшний день, является Wikitude. Он использует контент социальных сайтов с географическим уклоном и группирует данные по специфике деятельности учреждений и бизнеса. Благодаря Wikitude при наличии подключения к мобильному интернету можно исследовать места в режиме дополненной реальности, отображая их на карте или в виде списка, просматривать, задавать поисковые запросы (например, «суши-бары»), получать обновления и рекомендации по похожим местам, находить события, твиты, статьи из «Википедии» и банкоматы. К тому же, Wikitude позволяет просканировать на наличие виртуальных 3D-моделей журналы, газеты, брошюры, объявления, упаковки и многое другое. Браузер доступен бесплатно для пользователей Android и iOS.

Еще один популярный браузер дополненной реальности Layar немного отличается своими функциями от Wikitude. Он предназначен для того, чтобы оживлять статичные страницы газет и журналов, рекламные щиты, буклеты и прочую печатную продукцию.

Помимо браузеров появляется все большее количество разноплановых более нишевых приложений дополненной реальности. Например, Anatomy 4D, которое устраивает виртуальную экскурсию по человеческому телу. Для того, чтобы воспользоваться приложением, необходимо найти его в App Store или Google Play, распечатать требуемый рисунок (или найти его в интернете и открыть на экране другого устройства) и навести на него камеру смартфона. Anatomy 4D покажет пользователю 3D-модель человеческого тела со всеми внутренними системами и органами. Можно отдельно изучить скелет, лимфатическую или дыхательную системы, сердце и т.д.

Сфера AR в наши дни настолько интересна пользователям и инвесторам, что $5-миллиардный стартап Magic Leap, работающий над дополнительной реальностью, сумел обрести известность и получить инвестиции, не показав даже прототип своего продукта. Отсутствие информации о продукте и рабочего прототипа не мешало стартапу поглощать инвестиции: в 2014 году компания привлекла первые $50 млн от инвесторов, которые не были названы. Спустя полгода Google возглавил раунд инвестирования в Magic Leap общей суммой в $542 млн. Недавно стоимость стартапа возросла до $5 млрд после инвестиций от Alibaba.

Казалось бы, игры дополненной реальности не приносят в жизнь пользователей ничего, кроме развлечений. Но это не так. Популярная мобильная онлайн-игра Ingress, например, мотивирует человека выйти из замкнутой реальности, посетить незнакомые места и познакомиться с новыми людьми в реальной жизни. Эта геолокационная игра была запущена компанией Google в 2012 году и объединила миллионы игроков по всему миру. Сначала Ingress была доступна только на Android-устройствах, а но летом 2014-го вышла и на iOS.

Во многом игра напоминает MMORPG вроде World of Warcraft, но в Ingress «порталы», за которые воюют две враждующие стороны («Просвещенные» и «Сопротивление»), находятся в реальном мире. Для того, чтобы продвинуться в игре, необходимо физически находиться рядом с порталами. Пока другие игры удерживают игроков дома, Ingress гоняет их по всему городу и мотивирует работать в группе хотя бы из двух-трех человек.

Одному канадцу даже удалось за год игры в Ingress сбросить 63,6 кг. Ради игры дополненной реальности Тревор Кланн за год прошел 1864 км, и это кардинально изменило его жизнь. Весной 2015-го он написал о своем достижении на Google+, поблагодарив разработчиков за игру, которая заставила его «выйти из дома и встретить новых замечательных людей».

Играть с дополненной реальностью могут и дети. Подразделение компании Disney занимается приложением, способным превратить раскрашенный ребенком рисунок в объемную модель. Чтобы активировать такую специальную картинку, достаточно навести на нее камеру смартфона с запущенным приложением. В результате, пользователь увидит 3D модель из раскраски, выполненную в том же цвете и стиле, которым он раскрасил 2D рисунок. Фактически, приложение Disney позволяет в реальном времени переносить текстуру с бумажного листа на подготовленную модель.

Дополненная реальность по-украински

Дополненная реальность – достаточно специфическая тема и квалификация для разработчиков. По словам основателя успешного стартапа Augmented Pixels (раньше AR23D) Виталия Гончарука, в Украине 200-300 человек, разбирающихся в computer vision. Основанный Виталием в 2010 году проект Augmented Pixels как раз развивает технологии дополненной реальности.

Компания успешно работала на зарубежном рынке с такими клиентами, как Samsung и Qualcomm, а в марте 2015-го привлекла $1 млн инвестиций и переехала из Одессы в Кремниевую Долину. Полгода назад команда обзавелась еще одним известным клиентом – National Geographic. Augmented Pixels создали для них iOS-приложение 4DCityscape National Geographic Ancient Civilizations для обучения истории в игровой форме.

Augmented Pixels не считают себя украинским стартапом, поскольку у них инвесторы из США, персонал частично из США, и офис у них теперь там же. Они называют себя “стартапом с украинскими корнями”, потому что основатель и многие сотрудники родом из Украины.

Еще одна украино-американская компания ARoglyph в партнерстве с проектом «Интересный Киев» разработала приложение, где можно найти описание интересных мест украинской столицы, которые находятся в пешей доступности от пользователя. Это облегчает знакомство со столицей Украины, превращая смартфон в виртуального гида, предлагающего локации в радиусе двух километров. ARoglyph показывает не только туристические и исторические места Киева, а и впечатления уже побывавших там людей.

Приложение дает возможность размещать виртуальные метки в любом месте планеты, не привязывая их к конкретному адресу, но основная его версия – на украинском. Также ARoglyph поддерживает английский, испанский и русский языки. Установить приложение можно бесплатно, на Andoid или iOS.

Еще одна радость – появление поддержки украинского языка в функции мгновенного перевода Google Translate при наведении камеры смартфона на текст. Визуальный переводчик стал поддерживать украинский язык летом 2015-го. Все, что нужно от пользователя, это установить приложение и скачать пакеты тех языков, которые могут пригодится в офлайне. Каждый пакет занимает до двух мегабайт, зато может стать очень полезным во время путешествия в место, где плохое соединение с интернетом.

Редактирование реальности

Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) недавно представили концепцию мобильного приложения, которое позволяет управлять электронными устройствами и связывать их в логические сети для совместного взаимодействия без использования интернета вещей. По мнению разработчиков, для пользователя гораздо безопаснее связать смартфон и управляемые электронные устройства непосредственно между собой, чем отправлять сигнал по интернету.  Подключенные устройства идентифицируются по наклейке с QR-кодом, которую пользователю придется на них наклеить. Приложение уже есть в App Store, также для всех желающих открыт ее исходный код.

Дополненная реальность пока не достигла своего пика развития. На сегодняшний день виртуальной и дополнительной реальностью активно занимаются как стартапы, так и крупные компании вроде Google. Несомненно, за счет роста мощности смартфонов и повсеместного распространения мобильного интернета, со временем дополнительная реальность станет более доступной конечному пользователю. Нам остается следить за этим процессом.