В Барселоне 22-25 февраля проходил Всемирный мобильный конгресс – Mobile World Congress (MWC). О масштабе мероприятия скажут цифры. В прошлом году число посетителей составило 90 000, в этом – перевалило за 100 000. Количество стендов исчислялось тысячами. Среди участников были как корпоративные гиганты уровня Samsung, Intel, Microsoft, Sony, Google, Facebook, так и небольшие стартапы. Компанию Digital Future в Барселоне на конференции 4YFN, проходившей в рамках MWC, представлял ведущий инвестиционный менеджер Виктор Компанеец. Он собрал свою коллекцию трендов, инсайдов, просто интересных наблюдений и фактов и делится ею с читателями AIN.UA.
Сразу отметим, что один из инсайдов напрямую касается Украины и внушает оптимизм и гордость за страну.
Итак, тренды:
Тренд № 1. Вместе мы – сила
На очень ранних этапах стартапы начинают переговоры о взаимной интеграции и обмене сервисами. Они еще не конкурируют за клиента, поскольку на данном этапе клиенты у них разные, они не пересекаются по денежным потокам, но они могут принести друг другу некую ценность, не конкурируя, а сотрудничая.
Например, кто-то ФОКУСируется на некой технологии, но чтобы наладить работу, ему нужны источники данных. Извлекать данные самому – хлопотно и долго, зато рядом есть стартап, который хорошо собирает данные, но не силен в обработке и обобщении. Я сам видел, как два стартапа собрались, расписали технологию взаимодействия и интегрировались прямо на стенде.
Тренд № 2. AI – уже больше трети
Каждый третий, если не каждый второй, проект, представленный на 4YFN, так или иначе, использует AI (Artificial Intelligence – искусственный интеллект).
Дополненная и виртуальная реальность – это, безусловно, искусственная реальность. И тут можно провести параллели с AI – по восприятию, по технологическому набору и по тому, какая требуется вычислительная мощность, и какие алгоритмы задействуются.
Тренд № 3. VR vs Physiology
Очень серьезный интерес к виртуальной и дополненной реальности пока блокируется… физиологией. После 20-25 минут в шлеме или очках для погружения в виртуальную реальность человека начинает тошнить. То есть пока не создано устройство, которое человек надевает на голову и при этом не испытывает дискомфорта и тошноты.
Однако в Барселоне уже были представлены вполне рабочие прототипы голографических установок, которые показывают трехмерное изображение. Конечно, здесь масса условностей, но оно уже работает.
Тренд № 4. Теперь все иначе
В Барселоне стало окончательно ясно, как сильно и быстро все меняется. Пример: теперь, когда говорят IoT, то, скорее всего, подразумевают AI, интеллектуальные системы, Big Data, Deep Learning, Machine Learning.
Тренд № 5. Internet of Everything
Крупные бренды вместо IoT продвигают идею Internet of Everything – Интернета всего. Под этим термином понимаются умные дома, самодвижующиеся и умные автомобили, микроспутники, самые разные способы коммуникации, коммуникаторы, платежные системы.
Internet of Everything – это не просто следующая ступень после Internet of Тhings, хотя связь между ними очевидна.
Я бы вспомнил кривую развития технологий Гартнера, в которой все начинается со взлета, и вера в то, что именно эта идея всем поможет, достигает своего пика. Потом наступает разочарование, т.к. идея не оправдала себя, и следует резкое охлаждение – почти до нуля. После этого остаются игроки, знающие своих клиентов и сумевшие выжить экономически, вырастают и развивают технологию дальше. Обычно такой цикл занимает 3-4 года. Приведу такой пример: когда-то была Data Warehouse, потом – Data Mining, затем – Big Data, а теперь это уже называют Deep Learning. Хотя, по сути, это одно и то же, а именно: попытка навести порядок в данных.
Прорывные технологии (disruptive technology) развиваются иначе. Они сначала очень медленно растут, а уже потом – взрывными темпами.
Тренд № 6. Миграция технологий
Очень часто ранними последователями технологий становятся представители индустрии развлечений для взрослых. Именно они хватаются за возможность первыми снять самые жирные сливки в очень дорогой нише. Потом это уже становится мейнстримом в Web, и через несколько лет эти модели приходят в бизнес-приложения. Так было с самим Web, так было с потоковым видео, так было с флешем.
Например, в Барселоне было несколько профессиональных медицинских разработок, сделанных на игровой платформе Unity3D.
Тренд № 7. Без Долины
Если раньше все стремились попасть в Кремниевую долину, создать там офис и “поднимать” там деньги, то теперь всё больше компаний остаются в Европе, благодаря протекционистской политике и существенному упрощению доступа к деньгам.
С другой стороны, излишняя доступность денег делает фаундеров пассивными и ленивыми. Им бывает достаточно “надуть” капитализацию и поднять следующий раунд, не очень заботясь о развитии бизнеса. Так происходит далеко не всегда, но подобных примеров не мало.
Ярких европейских проектов сейчас не так много, но зато есть примеры, когда поработав в Америке, европейцы “сколачивают” команды и делают что-то “башнесносное”. Я видел пример, когда братья-итальянцы создали систему, способную органично общаться с человеком, причем эта система может быть реализована на микроскопических контроллерах.
Тренд № 8. Из Америки – в Европу
В самой Долине замедляются темпы роста, и активность самих американцев частично перемещается в Европу.
Тут можно учиться бесплатно. Американская молодежь – поколение Z – космополитична. Чаще она выбирает вузы, где обучение ведется на английском и испанском языках, но в Германии, Португалии и Италии тоже существенно растет число американских студентов. Я говорю не о бизнес-образовании, а о прикладном, технологическом. Сейчас биология, химия, физика, математика очень популярны, в том числе среди американцев.
Тренд № 9. Копикаты продолжаются
Тем не менее, несмотря на миграцию умов, европейские проекты, в своем большинстве, остаются на уровне “копикатов” американских технологий, и скорее всего, этот тренд сохранится в ближайшей перспективе.
В Барселоне было не так уж много по-настоящему ярких и самобытных проектов.
Тренд № 10. Об Азии
Компаний из Юго-Восточной Азии в Барселоне было очень много. Они смотрели на проекты как в плане технологий, так и в плане бизнес-моделей, и активно общались.
Когда говорим об Азии, то имеем в виду, что самый активный и крупный игрок там – это Китай. Китайские компании очень часто следуют такой схеме: используют японские и корейские деньги, чтобы затянуть на свой рынок европейские технологии, которые, в свою очередь, являются копиями американских. В Китае не хватает самых разных технологий: в продажах, в транспорте, всего того, что уже хорошо зарекомендовало себя в Европе.
В Барселоне было очень много представителей Кореи. Для корейцев гораздо дешевле содержать свой R&D-центр в той же Испании, чем у себя. В этот центр привлекают перспективную молодежь, в том числе в рамках программ обмена между университетами.
На самой выставке многие университеты представляли свои проекты. Причем они демонстрировали свои возможности не только в качестве разработчиков (R&D), но и в качестве создателей готового бизнеса.
И об инсайдах:
Инсайд № 1. Инновации – за периметром
Крупные корпорации выносят инновации за периметр своих репутационных рисков, реализуя инновационные проекты “как бы” на стороне – в рамках хабов, кластеров, межкорпоративных инкубаторов или акселераторов, при этом задействуя своих людей, технологии, наработки и ресурсы. Я в Барселоне встречался с несколькими непубличными конгломератами, в которые вошли компании, не являющиеся друг для друга прямыми конкурентами, и обладающие “комплиментарными” ресурсами, достаточными, чтобы запускать совместные проекты.
Инсайд № 2. Телеком – миссия выжить
Операторы мобильной связи очень активно включаются в совместные поиски инноваций. Условно говоря, может быть конгломерат, в который входят Cisco + Orange + Microsoft или Telefonica + Oracle + Google.
Для операторов инновации и прорывные идеи – это вопрос выживания.
Уже давно наблюдается падение доходности в этом бизнесе. “Голос” и SMS драматически падают, т.к. мессенджеры и ІР-телефония их вытесняют. В ряде стран около 80% территории покрывается высокоскоростным Wi-Fi.
Мы, как пользователи, столкнемся либо с тем, что будут повсеместно расти тарифы, либо будем наблюдать банкротства крупных телеком-операторов.
Телекомам совсем не хочется быть низкомаржинальными провайдерами физического подключения устройств к Интернету.
Инсайд № 3. Патриотический
В Барселоне еще раз подтвердилось то, о чем мы догадывались и раньше, а именно: Украине есть с чем идти в Европу. То, что мы делаем, отвечает европейским потребностям. Речь идет о своеобразном подходе smart-money, о жесткой фиксации доходности бизнеса и фокусировке на формировании доходного бизнеса, а не на раздувании капитализации.
Украинские и европейские проекты потенциально востребованы в Юго-Восточной Азии. Я сам успел предметно пообщаться с представителями Китая, Сингапура, Японии.
Напоследок хотелось бы поделиться несколькими наблюдениями, сделанными в рамках 4YFN Всемирного мобильного конгресса.
Наблюдение № 1. Год 2020 – в Барселоне
В Барселоне в рамках Мобильного конгресса проходила конференция 4FYN – Four Years From Now. Название говорит само за себя – здесь представляли проекты из будущего. Желающих увидеть будущее было так много, что пришлось вмешаться правоохранителям, дабы избежать давки. Кстати, тут выступал и Марк Цукерберг. А также выпускники барселонского акселератора StartupBootCamp, среди которых LifeTracker – проект из области AI. Видео с выступления Михаила Нестора, создателя этого проекта, можно посмотреть здесь.
Наблюдение № 2. Без визиток
Визитками делились только те, кто представлял свой стенд. Те, кто ходили вдоль стендов, – а это были инвесторы и представители крупных компаний, – визиток не давали, ограждая себя от лишних контактов.
Наблюдение № 3. Аутсорс – не предлагать
Индусы так “достали” всех своим аутсорсом, что в Барселоне не было смысла даже пытаться предлагать аутсорс, разве что, поговорив напрямую с проектом. Однако наладить системные продажи было нереально.
Наблюдение № 4. Барселона – не Дублин
В чем главное отличие Web Summit и MWC, так это в том, что на Web Summit стенд каждому проекту давался на один день, а чтобы продлить пребывание, нужно было доплачивать. Сами стенды были маленькими, людей было море, а времени – в обрез. Поэтому стартапам приходилось буквально ловить и хватать инвесторов за руки.
В Барселоне все было более размеренно, в режиме “полу-сиесты”. Обычно к деловому разговору приступают, по моим расчетам, на 5-6-й контакт. Видимо, таковы особенности южного образа жизни.
Автор: Виктор Компанеец, ведущий инвестиционный менеджер инвестиционной компании Digital Future