Законодательство Украины – штука несовершенная. Оказывается, жены или мужья разработчиков имеют права на созданный их половинкой код так же, как и на общую жилплощадь. А учитывая то, что большинство разработчиков работают на IT-аутсорсеров, работодатели оказываются в довольно щекотливом положении. Что будет, если жене/мужу их сотрудника взбредет в голову отсудить права на программу, которую аутсорсер продал Oracle или Microsoft? Отвечает юрист ILF Виктория Луганская.

Права интеллектуальной собственности (ПИС) сегодня – весомый компонент рыночной экономики. Это обусловлено тем, что ПИС фиксируют легальное и эксклюзивное право на определенный программный продукт и ограничивают права других на его использование. Поэтому для IТ-компаний важно получить не только сам код, но и ПИС на него – легальное эксклюзивное право в дальнейшем передать софт заказчику или продавать его кастомерам через выдачу платных лицензий.

По украинскому законодательству первоначальным владельцем ПИС на программный продукт является конкретное физическое лицо – его автор. В структуре ПИС есть две составляющие: личные неимущественные права (e.g. право на авторство, на псевдоним и т.д.) и имущественные права (e.g. право использовать, разрешать использование, препятствовать неправомерному использованию). Целью IТ-компаний являются имущественные ПИС на программный продукт, поскольку именно они дают возможность использовать программный продукт.

Так как автором компьютерной программы могут быть только физические лица, им, как и всем людям, свойственно жениться и разводиться, что, в свою очередь, может существенно повлиять на:

  • возможность передачи имущественных ПИС на программный продукт заказчику;
  • возможность заказчика в дальнейшем использовать программный код.

Какие права имеет жена или муж инженера на компьютерную программу?

Рассмотрим пример. Марина и Борис, граждане Украины, женаты и живут в Одессе. Марина как ФЛП пишет компьютерные программы для IТ-компании на условиях подряда. Вопрос: имеет ли Борис какие-либо права на программный код, который создает его жена?

В этой ситуации необходимо помнить положения Семейного кодекса Украины (СКУ; ст.60): любое имущество, приобретенное во время брака, является совместной собственностью супругов. При этом под имуществом закон понимает не только вещи, но и имущественные права, в том числе имущественные ПИС.

Таким образом, каждый раз, создавая код, будут возникать ПИС, из которых неимущественные ПИС будут принадлежать только Марине, а имущественные – Борису и Марине совместно. Это означает, что если Марина решит передать созданный ею код своему заказчику, то по умолчанию она предварительно должна получить согласие Бориса (ч.3 ст.65 СКУ).

Что это означает для IТ-компаний – работодателей инженеров?

При оформлении договоров на разработку программного обеспечения стороны не требуют письменного подтверждения согласия супруга автора/владельца. Очевидно, что количество программного обеспечения и его компонентов огромно и получать каждый раз письменное согласие супруга к договору было бы проблематично. Однако, когда речь идет о дорогостоящем проекте, отсутствие такого согласия сопряжено с определенными рисками.

Первый риск заключается в том, что Борис может оспорить сделку Марины с IТ-компанией (ч.2 ст.65 СКУ). В результате IТ-компания не получит имущественные ПИС и, следовательно, не будет иметь возможности его использовать или передать дальнейшему заказчику.

Во-вторых, даже если попытка Бориса оспорить договор не увенчается успехом и IТ-компания отстоит свои права, такое судебное разбирательство будет иметь влияние на репутацию IТ-компании. Для клиентов IТ-компании подобные процессы свидетельствуют о том, что IТ-компания уделяет мало внимания юридическому оформлению передачи имущественных ПИС, что может «способствовать» поиску новых исполнителей с более надежной репутацией.

Что делать с вознаграждением?

Между любящими супругами может также встать вопрос о том, считается ли вознаграждение, полученное за программное обеспечение, общей совместной собственностью.

Любая плата за передачу программного обеспечения третьим лицам, за выполнение работ по разработке программного обеспечения или заключение лицензионного договора с третьими лицами, будь-то единоразовое вознаграждение или роялти (периодические платежи), будет считаться совместной собственностью супругов на основании ч.3 ст.61 СКУ.

Законодательство Украины, а также судебная практика, не сталкивались с вопросами раздела прав супругов на программное обеспечение. Во всяком случае, открытые реестры судебных решений не содержат данных о такой практике. Однако, существует несколько решений американских судов, которые стали прецедентами для штатов, в которых, так же, как и в Украине, действует презумпция общей совместной собственности супругов на имущество, приобретенное в браке.

Так, суд штата Миссури в решении по делу In re Marriage of Perkel, 963 S.W.2d 445 (Mo.Ct.App.1998) установил, что права интеллектуальной собственности на программное обеспечение, которое супруг написал в браке, являются общей совместной собственностью супругов. Суд прямо не делил право интеллектуальной собственности, признав его неделимым, но присудил выплату денежного вознаграждения жене в качестве компенсации за права интеллектуальной собственности. Кроме того, все роялти, полученные и получаемые от использования этого программного обеспечения, были поделены между супругами.

Возвращаясь к нашей ситуации, полученное Мариной вознаграждение от своего заказчика является общей совместной собственностью Марины и Бориса.

Надежды на будущее

Норма о получении согласия второго супруга на передачу прав на компьютерную программу распространяется и на те случаи, когда Марина будет работать на условиях трудового найма. Такое регулирование кажется совсем нелогичным, а судебной практики, которая показывала бы, как эта норма работает, найти не удалось. Но риск признания имущественных ПИС на компьютерную программу общей совместной собственностью супругов на основании ст.60 СКУ и ст.7  и 11 Закона Украины об авторском праве все же остается.

Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с законодательством, на выходе имущественные ПИС будут совместно принадлежать трем субъектам, если иное не предусмотрено договором: работодателю, инженеру и его (ее) супругу(е). Получается своего рода «любовный» треугольник.

Будем надеяться, что Украина исполнит взятое на себя обязательство перед ЕС и приведет нормы, регулирующие ПИС на компьютерные программы, созданные в условиях трудового найма, в соответствие с условиями Соглашения об ассоциации. В таком случае имущественные ПИС сразу будут принадлежать работодателю с момента создания компьютерной программы.

Тем временем, Верховный суд Украины в своем постановлении от 16 декабря 2015 года установил, что помимо того, что имущество было приобретено во время брака, в том числе и имущественные права интеллектуальной собственности, при определении имущества как общей совместной собственности супругов необходимо учитывать источник такого приобретения, то есть, было ли приобретено имущество за счет совместных средств (совместным трудом) супругов.

Исходя из такого толкования ст. 60 СКУ, можно ожидать появления судебной практики, в соответствии с которой объекты интеллектуальной собственности, в том числе и компьютерная программа, созданные трудом одного из супругов за счет ресурсов работодателя или заказчика, будут считаться личной собственностью супруга-автора. Но пока что это лишь ожидания, а не реальное состояние вещей.

Поэтому в конце хотелось бы дать несколько советов ІТ-компаниям и инженерам, которые ценят свою репутацию и своих клиентов, на период их деятельности, пока Украина не изменит свое законодательство относительно имущественных ПИС на компьютерные программы.

Для IТ-компаний:

  1. При приеме на работу инженера устанавливайте, находится ли он (она) в браке или постоянном сожительстве (не в целях приема на работу – иначе будет считаться дискриминацией).
  2. При оформлении отношений с инженером предусматривайте положение, которым инженер гарантирует получение согласия своего (своей) супруга(и) на передачу всех имущественных ПИС на программное обеспечение, разработка которого будет заказываться.
  3. По конкретному проекту делайте приложение к договору, которое подписывает супруг(а)/сожитель инженера и которым дает свое согласие на передачу всех имущественных ПИС на созданный продукт.
  4. Четко прописывайте в договоре с подрядчиком-инженером момент передачи имущественных ПИС на программное обеспечение (e.g. считается переданным сразу после создания) и оформляйте акт приемки-передачи созданного продукта и имущественных ПИС на него.

Для инженеров:

Вы можете «расставить все точки над «і» с вашими вторыми половинками путем заключения брачного договора. В силу каких-то исторических и нравственных факторов этот договор непопулярен среди украинцев, однако он позволит вам предусмотреть, что права на все программные продукты или другие объекты интеллектуальной собственности, созданные вами во время брака, будут вашей личной собственностью. Таким образом, вы устраните риски, которые могут возникнуть в ваших отношениях с заказчиками, в силу несовершенства украинского законодательства.

Автор: Виктория Луганская, юрист ILF