Сегодня у SpaceX, компании Илона Маска, наконец удачно получилось то, с чем компания экспериментировала несколько раз. После запуска ракеты-носителя с мыса Канаверал первая ступень ракеты Falcon 9 успешно приземлилась на роботизированную платформу посреди океана. Это была пятая попытка, четыре предыдущие окончились неудачно. Такое приземление осуществили впервые в истории. Но основной миссией этого запуска была все же доставка груза на космическом аппарате Dragon на Международную космическую станцию.

land3

Это важная веха как для самой компании, так и для ракетостроения в целом, поскольку SpaceX стала первой компанией, которой удалось посадить первую ступень ракеты как на землю, так и на водную платформу. Кстати, платформа называется Of Course I Still Love You, это вторая из двух используемых в компании платформ, название первой – Just Read the Instructions. Оба названия – в честь писателя Иэна Бенкса (звездные корабли с таким названием появились впервые в романе “Игрок”).

land2
В компании отмечают, что следующие 2-3 запуска будут совершаться именно так: с возвращением на океанскую платформу. А в будущем компания ожидает, что две трети запусков будут происходить таким образом.

Это очень сложный маневр, поскольку после отделения первой ступени ей нужно сначала поменять траекторию, чтобы попасть в центр платформы, затем постепенно загасить скорость, чтобы аккуратно приземлиться (приводниться?). В его сложности можно убедиться ниже:

spacex-reusable-rocket-test.0

Почему компания настолько сфокусирована на приземлении на океанскую платформу? Основная причина: топливо, ведь первой ступени после отделения приходится маневрировать на остатках топлива после запуска. А маневры при возврате на космодром требуют больших затрат топлива, чем посадка на платформу посреди океана, которую можно удобно расположить по пути следования ракеты. И траектория при посадке на землю сложнее (в этом можно убедиться на видео The Verge, где смоделировано движение ракеты в обоих случаях).

Почему все так этому радуются? Важно научиться возвращать первую, самую дорогую ступень ракеты (где находятся двигатели) на землю, ведь многоразовые ракеты существенно удешевят доставку груза на орбиту, а в долгосрочной перспективе – приблизят шансы человечества заселять другие планеты. Пока что вывод на орбиту чего угодно является дорогим удовольствием, поскольку ракета используется один раз, а ее создание стоит при этом десятки миллионов. Тот же Falcon 9 обходится в $60 млн, в то же время на его “дозаправку” пришлось бы потратить всего $200 000.

Напомним, в начале апреля Blue Origin успешно посадила многоразовую ракету в третий раз. Нужно отметить, что эти компании ставят перед собой различные по сложности вызовы. Безос хочет заниматься космическим туризмом, а Маск – колонизировать Марс. Соответственно, Falcon 9 спроектирована, чтобы доставлять грузы на орбиту, а New Shepard – это суборбитальная ракета. И задача, стоящая перед компанией Маска, сложнее.