Фраза «запилить приложение» стала нарицательной. Многие думают, что можно за ночь написать полезную аппку, опубликовать ее в AppStore и неплохо заработать. Директор по маркетингу украинской продуктовой компании Readdle, которая построила бизнес на приложениях и входит в число топовых iOS-разработчиков мира, уверен – прошли времена, когда это было возможно. «В 2016 году я рекомендую всем перестать делать приложения ради того, чтобы сделать приложение», – сказал Денис в рамках своего выступления на IForum. Рынок очень изменился – бедным украинским стартаперам приходится конкурировать с Google, Facebook, Uber. Кто виноват и что делать – в репортаже с выступления Жаданова на AIN.UA.
«У нас 8 приложений в App Store, порядка 45 млн закачиваний, позиции в топ-чартах. Для нас главное – бизнес-модель. Мы пока еще динозавры, которые выжили. Мы берем деньги за продукт. Наше приложение стоит $3-10. К сожалению, не все 45 млн загрузок были платными. Иначе я бы сейчас жил на Майами. Иногда мы делаем большие промокампании с Apple – например, акция «Приложение недели», кода платный контент становится бесплатным на 7 дней. И я надеюсь, что наш Reader 5 за неделю получит порядка 4 млн пользователей.
Мы были одними из первых в App Store с момента его появления и остались довольно успешной компанией сегодня, когда большинство независимых разработчиков погибает. AppStore из платформы discovery, которую используют, чтобы что-то интересное найти, скачать, попробовать, превратился в платформу для дистрибуции, на которой такие компании как Google, Facebook, Uber распространяют свой сервис.
Мне часто звонят и говорят: «Денис, у меня есть идея. Давай ее реализуем, а прибыль поделим пополам».
Много людей – стартаперов, технарей – хотят делать продукты, но сталкиваются с проблемой – какую бизнес-модель выбирать, чтобы зарабатывать деньги? Есть три пути: сделать платное приложение, как у нас, работать по модели freemium, то есть условно бесплатно или строить компанию под продажу. В 2016 году с каждым из них есть проблемы.
Приложения больше не покупают
В последние два годы мы увидели, что платные приложения окупаются все меньше. Нам все труднее продавать приложения по $10. Поэтому когда делаешь приложение, очень важно понимать, для кого оно.
У нас в стране очень слабо развита валидация идей. Редко видишь, чтобы кто-то выходил и питчил своим друзьям, знакомым, коллегам ради понимания, нужно им то, что вы хотите сделать, или нет. Все боятся, что их идею украдут. На самом деле идея стоит $0. Все дело в реализации, тайминге, команде и как это дело донести до пользователя. Нужно понять не только необходимо ли приложение кому-то, но также выяснить, сколько человек готов за него заплатить, откуда он сможет о нем узнать и т.д.
Сегодня ничего само по себе не продается. Если вы думаете, что запилите приложение, выложите в AppStore и за ночь станете миллионером, то забудьте об этом. Так не будет. О вашем приложении никто не узнает, кроме друзей. Пять лет назад можно было построить бизнес – сделать платное приложение для конкретной ЦА и продавать за $5-7, потому что была маленькая конкуренция и люди сами постоянно искали что-то новое и классное в App Store.
Традиционный маркетинг стал слабо справляться с задачей продвижения приложений. Нам огромный буст продаж давала пресса. Сейчас настолько много шума, что очень сложно пробиться в СМИ даже компаниям с репутацией вроде нас. Не представляю, как этого добиться маленькому стартапу. Журналистам приходит по 400-500 email в день, и нужно уметь хорошо объяснить, почему им стоит написать именно о вас.
Второй путь – бесплатное приложение с платным контентом. Если платное приложение стоит $4, а Apple забирает 30%, остается $2,7 – это все, что я могу потратить на покупку одного пользователя. В то же время со мной конкурируют ребята из Clash of Clans, Uber, где доход от одного пользователя выше в десятки раз, и они могут легко потратить на привлечение $20-30. Поэтому все видят в первую очередь их приложения.
Поиск в Apple Store тоже не работает – он превратился в огромную свалку, которая непонятно как устроена. Там 2 млн приложений, и даже если ваше приложение классное и решает проблему конкретного пользователя, о нем очень сложно узнать. Хорошая новость в том, что Apple планирует все это улучшить грядущим летом – персонализировать и лучше показывать контент каждому отдельному юзеру.
Даже если человек нашел ваше приложение, есть тысяча бесплатных аналогов. Мы конкурируем с приложениями Microsoft и Evernote, которые бесплатные. Для большинства людей важно решить проблему прямо сейчас. Они скачают первое что работает, им будет плевать на рекламу внутри – они сделают, что им нужно, и все.
Приложения сегодня никто не покупает. Поэтому сейчас начинать работать по такой бизнес-модели уже поздно и очень сложно.
Быть как Looksery
Можно строить компанию под продажу. Мы знаем истории с Looksery (Snapchat купил за $150 млн), Acompli (Microsoft купил за $200 млн), Sunrise (Microsoft купил за $100 млн) – очень вдохновляющие истории. Но тут тоже огромное количество проблем.
Если мы делаем компанию под продажу, скорей всего наш сервис будет бесплатный. У нас будет команда, которой надо платить. Поэтому первый шаг – привлечение инвестиций. Если в 2014 году можно было привлечь миллион-полтора хорошей PowerPoint-презентацией, широкой улыбкой и правильным питчем, то сейчас инвесторы все тяжелее расстаются с деньгами. Но допустим, деньги вы нашли. Что дальше?
Если мы строим компанию под продажу, мы можем продавать три вещи: технологию, команду или пользователей. В идеале продать все три составляющие – тогда получится максимальная стоимость компании.
Если мы продаем технологию, нужно понимать, кому будет интересно ее купить. Сколько понадобится времени, чтобы создать технологию, которую захочет купить тот или иной крупный игрок, скажем, через полтора года. Для этого нужно знать road map этого игрока, его рынок, понимать, какая на нем существует конкуренция и т.д. Looksery стратегически делал то, что было нужно Snapchat. Даже потратив $200 млн на Looksery, Snapchat получил гораздо больше – он приобрел ценность, я думаю, минимум на миллиард долларов. Все пользуются фильтрами, и после внедрения фильтров Looksery, очень много людей начали пользоваться Snapchat.
Бывает, что продукт так себе, зато команда потрясающая. Нужно понимать, что когда продается команда – мультипликатор минимальный. Можно продавать пользователей, но если вы не MSQRD, то привлечь их будет сложно. И если вы изначально делаете проект с намерением продавать пользователей, спрогнозировать что-то довольно сложно.
Что делать?
В 2016 году появилось новое понятие на рынке – App Fatigue, то есть усталость от приложений. Люди перестали закачивать приложения, как раньше.
80% времени использования устройства приходится на пять приложений. Поэтому большие компании типа Google, Facebook, Microsoft борются за то, чтобы быть на вашем home screen – в числе этих пяти приложений.
Второй тренд – приложения заменяются потоковыми сервисами. То же самое, что и приложение, но лучше, быстрее, удобней, без необходимости скачивать. Google начинает хостить приложения у себя на серверах, и когда пользователь заходит на сайт, он видит приложение, которое у него не установлено, и может с ним работать.
Звучит страшно, но на самом деле все не так плохо. Просто рынок стал более взрослым и на нем соревнуются серьезные игроки. Поэтому забудьте фразу «запилить приложение». Сосредоточьтесь на продукте, его полезности, ценности, кому вы его продаете и как. Сфокусируйтесь на ценности вне телефона – делайте не приложение, а сервис. Как Uber».