Сегодня с утра интернет занимает одна мысль: что будет с ЕС после выхода из него Британии, ведь жители страны на референдуме с незначительным перевесом проголосовали за Brexit. Премьер-министр страны Девид Кэмерон уже заявил о решении уйти в отставку. Эта геополитическая новость будет иметь глобальные последствия (к примеру, обвал валюты, лихорадку на фондовых рынках), которые мы не готовы анализировать, поэтому решили обратить внимание на частный случай: как эти экономические и политические последствия скажутся на венчурном рынке Европы и Украины. Лондон – один из центральных европейских стартап-хабов, только недавно мы писали об участии украинского стартапа Wishround в британском акселераторе. Последствия Brexit для венчурных капиталистов для редакции анализировали участники рынка. Материал будет дополняться комментариями.
Денис Довгополый, соучредитель GrowthUP Group
По моим оценкам, Brexit не скажется напрямую на стартап-рынке. Уверен, он приведет к проблемам в экономике Британии и ЕС в целом, что будет штормить финансовые рынки в Азии и Латинской Америки. Мне кажется, что это приведет к кризису в мировой экономике, сильному или слабому – это вопрос. Но главное, что в таких условиях инвестиции в рискованные активы будут сокращаться. Значит, с рынка уйдут деньги.
Европейский рынок технологических компаний остывает уже третий квартал (особенно это видно в ангельских инвестициях). Начиная с прошлого года, аналитики предсказывают падение инвестиций в «единорогов». Думаю, что кризис скажется на этом процессе – в такое время лучше сидеть в кэше или низкорискованных активах.
Есть еще один фактор – то, что в кризис открываются дополнительные возможности для новой экономики (например, в 2008 году начался массовый переход из офлайна в онлайн, как в Европе, так и США). Но понимают это только самые дальновидные инвесторы. Если доля инвесторов, готовых сделать на это ставку, в кризис вырастет, то мы увидим некоторый бум. Также в кризис падает количество новых фондов, но так как процесс формирования нового фонда занимает 8-14 месяцев, то результат этого процесса мы увидим позже.
А в общем, поскольку стартапы ориентированы на глобальный рынок и чаще всего не привязаны к локальной экономике, я не вижу никаких сложностей для британской технологической экосистемы. А вот ирландская, которая ориентируется и на ЕС, и на Британию, может пострадать: на двух стульях, которые разъезжаются, сидеть сложно.
Но, в то же время, Brexit может сыграть нам на пользу. Быстро в скайпе опросил десяток СЕО европейских стартапов А-B раундов. Спросил, что они будут делать. 10 из 10 сказали, что будут сокращать burn rate. Два из них спросили, как в Украине открыть R&D-офис человек на 20.
Евгений Сысоев, управляющий партнер Aventures Group
В первую очередь, сейчас будет лихорадить финансовые рынки, а значит – будет падение финансирования – от раундов до exit и в UK, и в регионе. Во-вторых, в целом сейчас скорее это будет влиять не на то, что будет реально происходить, а на восприятие того, что может произойти, и это может создавать колебания, не нужные никому, кроме спекулянтов на бирже.
Кирилл Мазур, associate partner в Imperious Group
Референдум в Великобритании и возможная цепочка других референдумов за ним безусловно будут иметь глобальные политические и экономические последствия для мира. Но для стартап-сообщества, возможно, это, наконец-то, откроет глаза на то, что нет никакого абстрактного стартап-рынка Европы, а есть отдельные рынки Германии, Британии, Франции и т.д. Что это очень фрагментированная среда с отдельными экосистемами городов, с разными языками и разными проблемами.
Ну а для украинских стартапов, на мой взгляд, так вообще ничего не должно измениться – нужно «раздеваться и работать», как говорил недавно Лукашенко. Потому что лучшие команды всегда пробиваются наверх, несмотря ни на какие референдумы, конфликты и даже войны, что хорошо показывает опыт Израиля, США и многих других стран.
Виктор Компанеец, руководитель инвестиционного направления Digital Future
«Брекзит» однозначно окажет влияние на все рынки, не только стартапов, но и на все без исключения бизнесы и геополитику.
Насколько я знаю, пока не совсем понятно, как будет имплементирован сам выход, но точно ясно, что очень сильно изменится расклад сил, в первую очередь, в финансовых процессах. И вот они-то и окажут влияние на стартап-экосистему Европы. В частности, в области поддержки со стороны межгосударственных европейских структур.
Возможно сокращение европейского финансирования различных фондов, в том числе и венчурных. Это может привести к изменению принципов инвестирования, что прямо или косвенно скажется и на украинских стартапах. Получить финансирование станет сложнее, хотя сейчас это и без выхода Великобритании стало сложнее, чем в прошлом году.
Всего я бы выделил несколько блоков, в которых будут наиболее заметное влияние выхода из Евросоюза:
- Юридические изменения для компаний, зарегистрированных в Британии и ведущих бизнес в Европе, и наоборот, зарегистрированных вне британской юрисдикции, но ведущих операции в Британии.
- Налоговые изменения (пока непонятно какие, но они будут).
- Изменения систем преференций.
- Трансграничные финансовые операции.
- Операции с собственностью и интеллектуальными правами.
- Изменение визового режима для резидентов и нерезидентов Евросоюза.
- Изменение политик банков, фондов и предпринимательских групп.
- Изменение в политике глобальных корпораций в отношении Великобритании.
Несмотря на то, что эта тема обсуждается много лет (с момента отказа от вхождения в Еврозону), я нигде не видел однозначного ответа на вопрос: а что будет дальше? Мнения аналитиков расходятся до диаметрально противоположных. Мне кажется, что ближайшие несколько лет, пока будет осуществляться выход, будет просто много неразберихи и неожиданных проблем.
Похоже, что для самих британцев будет немного лучше (ожидается некоторое снижение налогового пресса).
В любом случае, для украинских проектов Великобритания останется одним из самых интересных рынков в Европе но и самым дорогим для ведения бизнеса. Я бы на этот год рекомендовал увеличить бюджеты для операций в UK минимум на 10% для покрытия непредвиденных расходов. А еще провел бы анализ договоров с партнерами на рынке UK, на предмет потенциальных рисков, связанных с форс-мажором и местом арбитража.
Так что – «Делай, что должно, и будь, что будет» 🙂