Фрилансеров обычно сравнивают с наемными работниками, мотающими срок в офисах с девяти до шести. На стороне «свободных художников» в аргументацию сразу вступает тот факт, что фрилансер сам себе начальник и самостоятельно принимает решения, за какую работу и по какой цене браться. Такая идея стала для украинцев достаточно заманчивой. Хотя звучит она, как претензия на лавры «предпринимателя», это два совершенно разных понятия. Некоторые фрилансеры в погоне за предпринимательской славой периодически попадают в ловушку развития. Как ее обойти и в чем разница между этими двумя понятиями, в своем блоге на Medium написал предприниматель и писатель Сет Годин. Редакция AIN.UA приводит полный перевод его заметки.

Фрилансер — человек, которому платят за его работу. У него почасовая или попроектная ставка. Фрилансеры пишут, разрабатывают дизайн, консультируют, ведут бухгалтерию и налоговую отчетность или клеят обои. Фриланс — самый простой способ начать новой бизнес.

Предприниматели используют деньги (предпочтительно чужие), чтобы построить бизнес больший, чем они сами. Предприниматели зарабатывают деньги, пока спят. Они ФОКУСируются на росте и масштабировании системы, которою построили. Чем больше, тем лучше.

Цель фрилансера — иметь стабильную работу без начальника. Отлично делать свое дело, постепенно повышая спрос, вместе с которым должна расти ставка и качество проектов.

Цель предпринимателя — продать бизнес за кучу денег или построить долгосрочную дойную корову, стабильную и не слишком рискованную в управлении. Предприниматель строит организацию, которая создает перемены.

Но иногда фрилансеры попадают в ловушку: их охватывает зависть по отношению к предпринимателям и они начинают нанимать других фрилансеров для работы на себя. Такой подход не масштабируется. Управление работой фрилансеров — не тоже самое, что работа фрилансером. Руководство другими и сохранение лучших проектов для себя – то, что приводит «амбициозных» фрилансеров к проблемам. В них виноват и денежный поток. Инвесторы не хотят вкладывать в такой бизнес деньги, потому что фрилансер в душе не сможет продать свой бизнес.1-5SuIj11LxIbFvp8kozQCWQ

Если человек предприниматель, то он не сможет добиться успеха, используя собственный труд для закрытия проблемных мест. Потому что его труд конечен. Он не масштабируется. Если перед вами работа, с которой может справиться только вы, то вы не строите систему, а лишь нанимаете себя (и, вероятно, платите недостаточно).

Эта проблема достаточно долго не теряет своей актуальности. Кажется, если приложить больше усилий для ее решения, то мы сможем быть и фрилансером, и предпринимателем. Новые инструменты дают фрилансерам больше возможностей, чем когда-либо, а наша культура толкает нас к быстрому росту бизнеса.

Но большее количество усилий не разрешит эту дилемму. Рано или поздно, идея «работать больше» не сможет масштабироваться. Тревис [Каланик, СЕО Uber] не водит Uber, а Шерил [Сандберг, СОО Facebook] не пишет код.

Решение невероятно просто.

Если вы фрилансер — занимайтесь фрилансом. Определите, как выполнять лучшую работу в своей сфере и делайте ее для правильных клиентов. Не переживайте, отказываясь от проектов, и не беспокойтесь о периодах простоя. Вы фрилансер по найму и вам нужно сфокусироваться на репутации и течении бизнеса. Можно найти помощь в лице ассистента или отдать на аутсорс какую-то часть проекта, но ваша работа всегда будет оставаться вашей работой.

Фрилансеры выходят вперед благодаря росту спроса на них, увеличению ставки (и соответствию ей). Они развиваются, становясь более вовлеченными, умными и эффективными.

Если вы предприниматель, не нанимайте себя. Постройте бизнес, который работает и процветает с вами или без вас. Это может быть не лучшим вариантом для вашего эго, но наверняка хорошо скажется на банковском счете.

Можно менять роли, заниматься сайд-проектами, иметь две «работы». Но нельзя быть двумя людьми одновременно, нельзя фрилансерством проложить путь к предпринимательскому успеху.