30 июня сервис заказа такси Uber официально начнет работу в Киеве. Журналист AIN.UA посетил тренинг для водителей и узнал, какие требования предъявляет к ним Uber и как будет организована работа с компанией.
Новость о том, что самый дорогой стартап в мире запустится в Украине, мы написали еще в декабре. С тех пор слухи о запуске Uber в Киеве периодически появлялись, но пресс-служба компании всегда отвечала сухим «нет». Журналист AIN.UA зарегистрировался в качестве будущего водителя Uber еще несколько месяцев назад, но полноценно попасть в систему не удавалось — личный кабинет не работал. Только 25 июня от Uber.com наконец пришло письмо с темой «Почніть заробляти разом з Убер у Києві!» В нем водителю предложили загрузить необходимые для работы документы и отправиться на их проверку и инструктаж. Для этого в компании организовали 12 встреч по часу в течение двух дней. Одну из них и посетил журналист AIN.UA.
Когда мы прибыли по указанному адресу, оказалось, что встречу перенесли в более вместительную аудиторию из-за «большого количества желающих». Новое место вмещало до 50 человек, но во время нашего посещения там было 10−20 заинтересованных водителей. Среди них и классические «водилы», в основном мужчины в районе 40 лет, и пытливый пожилой мужчина, и несколько женщин старше 40.
Инструктаж проводил молодой парень Иван, который работает в обучающем центре Uber в Санкт-Петербурге. Первые слова, которые он произнес, многие в Украине ждали более полугода: «Мы будем стартовать завтра. Вы получите SMS-уведомление».
Совершив краткий экскурс в историю и особенности подхода Uber: «в один клик вызвать автомобиль в 480 городах по всему миру» – Иван добавил, что завтра среди них появится и Киев. Он отдельно подчеркнул целевую аудиторию сервиса: в машинах будут ездить люди, оплатившие поездку картой через приложение — контингент, который значительно отличается от людей, поймавших машину на улице.
Условия для водителей
В Украине Uber будет работать только с водителями, у которых есть лицензия на извоз и справка о несудимости. Если таксист хочет работать с компанией напрямую, то ему необходимо оформиться в качестве ФЛП (физическое лицо-предприниматель). В качестве альтернативы, водители могут работать через посредника, который будет взимать за свои услуги комиссию. На обучении ее размер не сообщили, сказав, что она будет «оптимальной». Обычно официальные партнеры Uber оставляют себе примерно 15% от заработка водителя.
В Украине Uber будет работать только с водителями, у которых есть лицензия на извоз и справка о несудимости.
Механика самой работы достаточно простая, хотя существует множество мелких нюансов. Рассказ Ивана пошагово описывал пользовательскую историю водителя: от запуска приложения и нажатия кнопки «Выйти на линию» и до случая, когда пассажир забыл вещь в автомобиле.
Система Uber работает просто и справедливо. Заказ получает ближайший к месту вызова водитель. Чтобы принять заказ, у шофера есть 10−12 секунд, иначе заявка клиента будет передана другому.
Тарифы в Uber формируются следующим образом: базовая ставка (плата за подачу) + тариф за километр + тариф за минуты. Конкретные суммы во время презентации озвучены не были, это будет сделано на официальном запуске сервиса. Поскольку в тарифе учитывается и время, то в ситуации, когда пассажир захочет остановиться для похода за хлебом, это будет учтено в стоимости поездки. Кроме того, если в каком-то районе одновременно будет много заказов, то на карте водителя эта зона будет отмечена красным цветом, а к тарифам будет применяться повышающий коэффициент (так называемое «пиковое ценообразование»).
На этом щедрость Uber не заканчивается. Платформа пытается максимально сгладить все неприятные углы взаимоотношений водителя и пассажира — за плохой рейтинг ей придется блокировать аккаунты обеих сторон. Поэтому если водителю достанется, к примеру, пьяная пара, которая в процессе поездки испортит салон, то Uber компенсирует затраты на химчистку и время водителя, потраченное на уборку.
Еще одно финансовое условие компании, на которое наверняка обозлятся таксопарки, — гарантированная прибыль
Еще одно финансовое условие компании, на которое наверняка обозлятся таксопарки, — гарантированная прибыль. Водитель должен соответствовать трем критериям: он не просиживает штаны на окраине, где труднее получить заказы; принимает 8 из 10 заказов; имеет рейтинг не ниже 4,7. Если все сходится, то он будет получать почасовую ставку даже при отсутствии заказов. Ставка зависит от времени суток и дня недели и составляет от 50 грн/час ночью в рабочие дни до 180 грн/час в пятницу вечером или ночью в выходные дни.
Деньги водители будут получать раз в неделю. Все оплаты пассажиров аккумулируются на юрлице Uber в Нидерландах, после чего каждую неделю (обычно в понедельник или вторник) распределяются по партнерам-посредникам. Те, после снятия комиссии, переводят их на карты водителей.
Но и это не последний способ заработать с помощью Uber. У сервиса еще есть реферальная программа. Если водитель приведет с собой коллегу, то получит за это 600 грн. Правда, другу надо быть оформленным как ФЛП и совершить 50 поездок за месяц. По словам Ивана, такое количество поездок обычно осуществляется за три дня.
Завтра в Киеве запустится наиболее массовый сервис UberX. В нем могут работать четырехдверные автомобили класса В и выше, выпущенные не раньше 2008 года. В первые 30 дней водители смогут ездить без справки о несудимости (делается до 21 дня) и лицензии на извоз. Если эти документы не будут предоставлены в течение 30 дней, то аккаунт водителя будет заблокирован.
«Как не завалить рейтинг за две недели»
Последняя часть лекции для водителей состояла из двух важных слайдов: «как не завалить рейтинг за две недели» и «причины, по которым мы блокируем аккаунт». По первому пункту Uber советует водителям держать машину в чистоте и без неприятных запахов, опрятно одеваться и быть приветливым. Выполнять просьбы пассажира, вроде переключения радиостанций (прощай, шансон). Также стоит ехать оптимальным маршрутом с использованием навигатора и не опаздывать.
Первой причиной блокировки аккаунта является взимание наличной оплаты с клиента. Пребывание в машине посторонних людей, хамское поведение, звонки клиенту после закрытия заказа, нарушение ПДД, передача учетной записи другому человеку — это далеко не полный список причин блокировки.
Uber не повезет лыжи и не будет помогать с переездом. Пьяных тоже можно не брать
В прочем, критерии есть и по отношению к пассажирам. Например, Uber не повезет лыжи и не будет помогать с переездом. Если пассажир пьян, его тоже можно не брать. Но потом водителю будет необходимо указать эту причину в комментариях к заказу.
После завершения теоретической части представитель Uber также осмотрел машины каждого водителя. На автомобиле корреспондента AIN.UA было несколько небольших потертостей, на что сотрудник компании обратил внимание, сказав, что это может вызвать претензии пользователей.
После процедуры осмотра водители отправились готовиться к завтрашнему старту сервиса. Их аккаунты будут активированы ночью с 29 на 30 июня или утром перед официальной презентацией, которая начнется в 10:30.