Украинский проект по созданию биржи монетизации стриминговых видеоканалов собирает команду энтузиастов-разработчиков и ищет инвестора для перезапуска.
Не игрой единой
Для популярных киберспортсменов одной из важных составляющих заработка является спонсорская реклама, которая включается в видеопоток трансляций с турниров и домашних тренировок. Как спонсору отследить, сколько в действительности его рекламы было «откручено», и как самому игроку подтвердить факт включения рекламы в поток в случае претензий? Идеальное решение проблемы – сервис-посредник, который автоматически анализирует видеотрансляцию на наличие включенной рекламы.
Именно такой проект в формате биржи был создан силами украинской команды, успешно прошел отбор Google Ventures и не был выкуплен интернет-гигантом лишь из-за корпоративных проволочек и неудачного стечения обстоятельств на рынке. Сегодня ведущий разработчик Константин Гакман взял на себя роль product owner’а и готовит к перезапуску проект, вызвавший в момент появления неподдельный интерес у киберспортивного сообщества.
Константин, чем ценна реклама, включенная непосредственно в видеопоток?
Главная особенность в том, что она не может быть заблокирована с помощью AdBlock и других блокировщиков, с которыми Google давно и безуспешно борется. Рекламный блок является неотъемлемой частью видео. Как правило, под него выделяют область экрана, которая не задействуется в процессе игры. Поскольку онлайн-трансляции в киберспорте собирают достаточно большую аудиторию, этот тип рекламы выгоден рекламодателям.
Но формат накладывает и свои ограничения – например, нельзя просто кликнуть и перейти по ссылке. Также для размещения рекламы в виде баннера или ролика приходится контактировать с владельцем канала или его менеджером напрямую. Еще один существенный недостаток — сложно проконтролировать, сколько времени, когда, какой по величине аудитории была показана реклама, и была ли она показана вообще.
Именно это становится причиной конфликтов между спонсорами и игроками?
Да, и это подтолкнуло к созданию проекта. Один из моих знакомых в Украине является профессиональным игроком в StarCraft 2, имеет большое количество подписчиков и спонсоров, активно сотрудничает с Twitch и другими стриминговыми платформами. Также у него есть личный видеоканал, на котором он транслирует тренировки и участие в турнирах из дома. Привлекая спонсоров для этих трансляций, он столкнулся с проблемой неуплаты за видеорекламу. Так и родилась идея автоматизировать процесс и создать биржу, которая помогала бы эффективно размещать рекламу и собирать статистику для рекламодателей с одной стороны и гарантировать оплату стримерам с другой.
Как развивался проект, и сколько человек над ним работало?
Изначально в команде было два программиста и менеджер проекта, мой друг, который был главным идеологом и первым инвестором. Поначалу разработка велась в режиме side project. За 9 месяцев нам удалось создать работающий прототип, затем команда перебралась в офис и была доукомплектована для полноценного вывода продукта на рынок. В мае 2013 года мы успешно выпустили биржу в публичный доступ и благодаря хорошим контактам в геймерской среде буквально за несколько дней получили базу из 20-30 активных стримеров. После этого, в попытке выйти на более массовую аудиторию, были написаны запросы о сотрудничестве в стримерские платформы Twitch, Ustream, Livestream и YouTube. Благодаря контактам в белорусском офисе Google удалось выйти на менеджеров по развитию Google и YouTube в США, которые заинтересовались проектом.
После этого Google предложила купить вашу разработку?
В ходе переписки с менеджерами Google и YouTube о возможном сотрудничестве мы поначалу не понимали, к чему ведут все эти разговоры. Но в итоге поступило предложение инвестировать в проект от Google Ventures. С их помощью был составлен бизнес-план, учитывающий, в числе прочего, расходы на маркетинг. Предложенная представителями инвестора двойная сделка включала выкуп доли в проекте и его последующую перепродажу Google в лице YouTube.
Как выяснилось позже, в тот момент компания Google вела активные переговоры с Twitch о покупке этого сервиса. Приобретая совместно наш проект и Twitch, они получили бы популярную стримерскую платформу с довольно простой возможностью монетизации.
Почему сделка с интернет-гигантом сорвалась?
Переговоры с большой компанией отнимают очень много времени, которое уходит на согласование решений с руководством с их стороны, плюс сказывается разница в часовых поясах. Также инвестор хотел получить не сам продукт, а полностью рабочую технологию, которая определяет наличие как статических, так и динамических изображений. По договоренности с Google мы летом 2013 года полностью убрали проект биржи из публичного доступа, в дальнейшем все работы велись только над серверной частью. В итоге все переговоры и доработки заняли около года.
В ходе сделки летом 2014 года было успешно подписано соглашение о намерениях, и затем несколько месяцев информации от Google вообще не поступало. Лишь в декабре мы получили запрос на проведение реального теста – 2 дня онлайн-трансляции киберсоревнований. Тест был успешно проведен, после чего все опять затихло. С начала 2015 года, ввиду отсутствия какой-либо активности, мы предприняли несколько попыток связаться с другими инвесторами, в том числе выходили на владельца Twitch Джастина Кана и технического директора компании, но опять столкнулись с гигантскими задержками в общении.
Учитывая, что все это происходило на фоне переговоров Google о покупке Twitch, сейчас картина выглядит более понятной. Можно сказать, что в тот момент, когда наш проект была готова купить Google, в дело вмешались корпоративная бюрократия и Amazon, буквально перехватившая Twitch у конкурента.
Учитывая, что Google в год покупает несколько тысяч подобных проектов и тратит на это миллиарды долларов, мы оказались между жерновами мельницы. Не получив результата за такой долгий срок, все ключевые участники утратили мотивацию, и команда попросту разбежалась – кто-то занялся более прибыльными в короткой перспективе проектами, кто-то, как я, нашел постоянную работу в другой компании.
Сейчас вы увидели предпосылки возродить проект?
Поскольку проект остается достаточно актуальным и востребованным для киберспортивной аудитории и не только, я продолжал работу над ним в свободное время. По сравнению со старой версией алгоритм был полностью переработан. Теперь он функционирует в реальном времени, значительно уменьшилось потребление ресурсов с точки зрения хостинга и обработки видео. На данный момент у меня есть готовая технология, с серверной частью и демо-версией продукта, работающая со статическими изображениями.
Также разработан сайт биржи с базовой функциональностью: регистрация для рекламодателей и владельцев каналов, размещение заявок на показ рекламы, добавление каналов, заключение сделок. Возможность отслеживания динамических роликов, включенных контент, ведение развернутой статистики для рекламодателей – всё это заложено в планы и будет реализовываться, как только проект соберет команду и получит первые инвестиции.
Но продукт, однозначно, может принести пользу и в том виде, в котором он находится сейчас, если будет запущен в формате биржи. Кроме индивидуальных тренировок киберспортсменов он закрывает нишу и для небольших компаний-организаторов турниров. Показательно, что даже после того, как изначальный проект был по соглашению с Google закрыт для публики, нам поступило несколько предложений на коммерческое бета-тестирование системы в реальном игровом чемпионате.
На сегодня проект готов к эксплуатации, но для полноценного тестирования, запуска и последующего развития требуются дополнительные человеческие и материальные ресурсы. По моим подсчетам, для запуска биржи с возможностью обнаружения статического изображения потребуется около 4-х месяцев.
В чем проблема привлечь инвесторов?
Поскольку проект веду я один, поиск инвестора оказался неожиданно сложной задачей. Я общался со многими потенциальными инвесторами, представителями бизнес-инкубаторов, компаний из ближнего зарубежья. Основное их требование – наличие в команде проекта не менее трех человек – не сотрудников, а партнеров. Также кто-то не инвестирует в незапущенные проекты без аудитории, кто-то не работает с настолько малыми изначальными инвестициями. Поэтому первоочередная задача сейчас – найти инвестора, человека, который был бы заинтересован вложить средства в обмен на долю в проекте, и после этого сформировать полноценную команду разработчиков.
Какие требования к кандидатам в команду? Какие специалисты и навыки необходимы?
Команда разработчиков будет состоять из 4-х человек: трех программистов и тестировщика. Базовые требования по технологиям: ASP.NET, C#, C++, MVC 4, MS SQL. Все, кто заинтересовался проектом и чувствует, что может стать его частью, выходите на контакт.
Как связаться с вами тем, кто заинтересовался проектом?
По этой ссылке находится форма обратной связи. Приложите резюме и мотивационное письмо (для разработчиков и тестеров). Потенциальных «ангелов» приглашаю писать в свободной форме с указанием своих реальных данных и публичных проектов.
Желаем вам побыстрее собрать хорошую команду и успешно запустить проект
Спасибо, будем стараться. Уверен, что мы сможем дать жизнь новому виду рекламы, который пока остается прерогативой исключительно избранных компаний и каналов, хотя обладает большой аудиторией и потенциалом.