Как можно ускорить внедрение электронного правительства в Украине в четыре раза? Специально для AIN.UA об этом размышляет Алексей Выскуб, заместитель главы Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины.
В Украине наблюдается хороший прогресс в сфере развития е-правительства, но, безусловно, этот прогресс недостаточный, и причин для этого хватает. Я не хочу жаловаться на полное отсутствие бюджетного финансирования и необходимость фандрайзинга 5 дней в неделю. Остановлюсь лишь на конкретных вопросах развития.
В октябре 2014 года, оценив текущую ситуацию, мы выбрали 4 ключевых приоритета развития е-правительства на первое время работы Агентства: е-услуги, открытые данные, электронная идентификация и система электронного взаимодействия.
Прозрачные и доступные, удобные и быстрые, не коррупционные е-услуги – то, чего больше всего ожидают от е-правительства граждане и бизнес. Года три назад мне попалось одно полусерьезное исследование всемирной общественной организации, которая попыталась оценить, сколько времени надо жителям разных стран, чтобы последовательно получить все существующие госуслуги. Лидерами по быстроте были США и Франция, а по поводу Украины было сказано, что нужна целая жизнь, чтобы получить все госуслуги в стране.
У нас очень сложные и зарегулированные порядки оказания административных услуг, хотя за последние два года произошло много изменений, начиная от упорядочивания административных услуг и дерегуляции и заканчивая появлением первых настоящих электронных услуг, от подачи е-заявлений до получения е-результата.
Три года назад мало кто мог представить, что такие коррупционные услуги как получение выписки из Государственного земельного кадастра или разрешения на строительство будут доступны онлайн без визита к чиновнику.
Сегодня такие услуги уже реализованы в строительной, земельной, регистрационной, внешнеэкономической сферах. Также вместе с Минэкономразвития мы подготовили проект Концепции развития с конкретным планом перевода около 70 наиболее приоритетных админуслуг в электронную форму в ближайшие два года согласно перечню и требованиям ЕС.
2015 год стал также годом рождения открытых данных в Украине. По общемировой концепции все накапливаемые в государстве данные (кроме персональных и с ограниченным доступом) должны быть открыты в структурированной форме, позволяющей их автоматизированную обработку. Это новый уровень прозрачности и эффективности органов власти, а также источник для развития инновационного бизнеса.
В апреле 2015 года Верховная Рада приняла соответствующий Закон, а в октябре Кабмин утвердил требования и перечень приоритетных наборов данных для первоочередного открытия. И уже в декабре мы запустили первую очередь единого государственного веб-портала открытых данных data.gov.ua, на котором сегодня зарегистрировано около 500 органов власти, опубликовавших больше 3000 наборов. Правда, качество данных пока оставляет желать лучшего, но мы работаем над этим. Одновременно по всей стране сегодня проводятся десятки хакатонов для разработки и поддержки проектов на базе открытых данных.
По направлению электронной идентификации также есть первые результаты. В Верховную Раду внесен законопроект о доверительных услугах, который должен реформировать нашу систему ЭЦП в соответствии с европейскими требованиями. Банки активно пилотируют технологию BankID, и НБУ готовится к ее легализации. На июль мы запланировали пилотный проект совместно с “Киевстар” по реализации технологии MobileID. Это наиболее перспективная технология, позволяющая легко получать доступ к разнообразным е-сервисам при помощи персонального ключа ЭЦП на SIM-карте.
Что такое внедрение е-управления? Это выстраивание новых оптимизированных, прозрачных эффективных процессов внутри государства с использованием ИКТ. Но какой процент в этом процессе занимает ИКТ? На мой взгляд, сегодня во всех украинских еGov-проектах лишь до 20% технических вопросов. Остальные 80% – организационные и нормативные.
Это неудивительно: нельзя автоматизировать текущие процессы или текущий хаос, как сразу асфальтировать перепаханное поле. Начинать нужно с того, что дается сложнее всего – с упрощения процессов, которые в Украине излишне забюрократизированы, разработки дизайна нового админпроцесса и его закрепления в законодательстве. Именно это сложнее всего и занимает больше всего времени.
Недавно мы запустили первую электронную услугу в экологической сфере. Техническая реализация этой задачи заняла всего три месяца, а на реинжиниринг и нормативное обеспечение ушло больше года.
Что может ускорить такие процессы? Наличие большой политической воли.
Автор: Алексей Выскуб, заместитель главы Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины