Украинская ассоциация директ-маркетинга (УАДМ) опубликовала традиционный отчет по рынку e-commerce в Украине. В отчете представлены итоги 2015 года, а также рейтинги самых крупных интернет-торговцев в двух категориях: электроника, бытовая техника и мода. В этом году заметны некоторые изменения в распределении рынка. Так, доля Rozetka медленно но верно стремится к 50% онлайн-сегмента техники и электроники, а modnaKasta сместила с позиции лидера 2014 года и главного конкурента LeBoutique.
Обзор рынка за 2015 год
По оценке УАДМ общий объем рынка e-commerce по итогам 2015 года составил $1,1 млрд (только B2C-продажи). Рынок электронной коммерции вырос в гривне на 32%, в долларах упал на 31% в сравнении с 2014 годом ($1,6 млрд). Практически все основные сегменты сократились в валюте из-за сильного падения курса гривны.
17% пользователей уанета (порядка 3,7 млн человек) делали покупки в интернет-магазинах. В минувшем году потребители стали активнее покупать через мобильные устройства: 26% пользователей интернета делали покупки через планшет или смартфон.
Также возросло число тех, кто покупает товары на зарубежных сайтах. По данным MasterCard, наибольшее количество покупок было совершено на Aliexpress (47%). Если в предыдущие годы покупателей останавливали длительная доставка и неуверенность в качестве, теперь все опасения победило желание купить дешевле.
Покупательская активность на протяжении 2015 года была хаотичной. Помимо сезонных всплесков активности, рынок остро реагировал на скачки курса, также некоторое оживление вносила выдача средств обанкротившимися банками. Несмотря на все сложности, как и в предыдущие годы, наибольшими сегментами e-commerce в Украине являются «Электроника и бытовая техника» и Fashion (одежда и обувь).
Электроника и бытовая техника: топ-14 онлайн-игроков
Несмотря на сложную ситуацию на рынке электроники и бытовой техники, в онлайн-торговле этот сегмент продолжает удерживать лидерство. По данных GFK Ukraine объем сегмента по итогам года составил $500 млн (11,4 млрд грн).
Падение сегмента в 2015 году относительно 2014 года в долларах составляет 33%, при этом рост в гривне — 29%.
Из четырнадцати компаний, представленных в рейтинге, у 11-ти объемы изменились, но незначительно. Как и прежде, с огромным отрывом лидирует Rozetka, далее следуют Allo и F.ua. В сумме объем продаж тройки лидеров в категории составил 60% от общего объема сегмента.
Тренды
Экономическая ситуация в стране сильно повлияла на продажи электроники и бытовой техники. В первую очередь потребитель отказался от покупки крупной бытовой техники и электроники премиального класса. Украинцы отдавали предпочтение ремонту и не совершали покупки без крайней необходимости.
Обратная ситуация с продажами мобильных телефонов и планшетов, которые демонстрировали некоторую положительную динамику. Достаточно затратный ремонт устройств этой категории стимулировал покупки. Помимо этого, смартфоны и планшеты многофункциональны и способны удовлетворить разнообразные потребности потребителя посредством одной покупки.
Рост сегмента в онлайне был вызван повышением цен, которое спровоцировала инфляция. По оценке экспертов, средний чек относительно 2014 года вырос на 40% в гривне. Вторым сильным драйвером стал отказ от покупки в классической рознице, покупатели стали более тщательно искать товар по выгодной цене в сети и там же совершали покупку.
Сегмент Fashion (одежда и обувь): топ-11 онлайн-игроков
На втором месте по объему в денежном выражении находится сегмент Fashion (одежда и обувь). По оценке УАДМ, объем сегмента по итогам 2015 года составил $143 млн.
В 2015, относительно 2014, сегмент продемонстрировал рост как в гривне, так и в долларе. В долларах рост составляет 9%, при этом объем рынка в гривне удвоился.
Рейтинг основных игроков заметно изменился. В список лидеров сегмента по итогам года вошли интернет-магазины Answear и Rechi.Ua, которые ранее не были представлены в рейтинге. Покинули рынок witt-international.ua, stilago.com.ua, springo.com.ua, shopnow.com.ua и shopart.ua.
В 2015 году в тройку лидеров вошли modnaKasta, LeBoutique и LaModa. Причем, modnaKasta опередила LeBoutique, сместив ее с первого места и увеличив свою долю почти на три процентных пункта.
В сумме топ-3 лидеров составили 53% от общего объема сегмента.
Компании, которые представлены в рейтинге как в 2014, так и в 2015, увеличили свой оборот. Исключением является Bon Prix, который был первым в рейтинге в 2014 года, а сейчас занимает лишь четвертое место. Средний чек в данной категории товаров в 2015 году относительно 2014-го вырос в среднем на 30-40% в гривне.
Тренды
В 2015 году рынок Fashion был крайне нестабильным и непредсказуемым. На смену сезонам затишья, приходил всплеск покупательской активности. Позитивная динамика достигнута как за счет роста среднего чека и привлечения большего количества покупателей в онлайне. Для этого многие игроки оптимизировали сайты, внедряли маркетинговые активности (баннерная реклама, рассылки), активно работали над уменьшением доли возвратов — прорабатывали схему проверки товара перед заказом или перед получением. Несколько ведущих компаний сегмента запустили ТВ-рекламу.
По мнению экспертов, покупатель стал более требователен к качеству товара, вещь должна быть не только красивой и модной, но и сохранять вид на протяжении нескольких сезонов. Это касается и товаров от украинских производителей, которые наращивали свою популярность. Большинство уже не готовы покупать вещи исключительно из чувства патриотизма и обращают внимание на соотношение цены и качества.
В зависимости от товарного сегмента прогнозы экспертов разнятся, но практически все считают, что хуже уже не будет. Покупатели постепенно выходят из режима жесткой экономии, но продолжают придерживаться рационального подхода в выборе продукции. В этом контексте интернет остается наиболее удобным местом для покупок, что закономерно провоцирует дальнейший переход аудитории из офлайна в онлайн.
Большие надежды интернет-торговцев связаны с расширением географии. Если ранее покупки в интернете совершали преимущественно жители городов-миллионников, сейчас к онлайн-покупкам приобщаются жители небольших городов.
Все эксперты подчеркивают потенциал мобильного трафика, в 2015 году у некоторых интернет-магазинов процент покупок с мобильного достиг 40% и продолжает расти. Позитивно влияет рост заказов в сети, и можно сказать, что зарождается новый вид досуга, когда вечерами покупатель изучает предложения интернет-магазинов.