Сеть магазинов «Космо» судится с компанией «IBM Украина» из-за неудачного внедрения системы управления предприятием Oracle ERP в магазинах сети. Поставщика IT-решений обвиняют в том, что «Космо» лишилась потраченных на интеграцию 23 млн гривен, а также не смогла реализовать свои планы по увеличению количества магазинов в четыре раза. Судебная тяжба длится уже год.
В 2012 году «Космо» приняла решение расширить сеть с 60 до 250 магазинов до конца 2016 года, пишет «Экономическая правда». Для этого компании «Суматра ЛТД» (ТМ «Космо») понадобилось новое мощное программное обеспечение, и она остановила свой выбор на системе управления предприятием Oracle ERP, предназначенной для розничной торговли, – Oracle Retail.
«Космо» за 5,4 млн грн приобрела лицензию на Oracle Retail и год спустя, в 2013, заключила контракт с интегратором «IBM Украина» – официальным украинским юридическим лицом корпорации IBM.
По договору поставщик обязался внедрить Oracle Retail за 7 месяцев – в период с 31 марта по 31 октября 2013. Однако проект так и не был реализован. За 7 месяцев он продвинулся всего на 15%, и стороны договорились практически заморозить проект до весны. Но и летом проект не заработал.
«Когда мы увидели, что опять срываются сроки, то предложили запустить Oracle Retail хотя бы для пяти магазинов и для небольшой физической области нашего склада.
Мы сказали им: “Сделайте нам работоспособную систему для малой части торговой сети, мы потом сами установим ее на всю сеть”. Они моментально приняли наше предложение, а срок сдачи перенесли на 28 февраля 2015», – рассказал изданию директор по IT «Космо» Игорь Маркелевич.
Вскоре из московского офиса IBM приехал новый проектный менеджер, который провел аудит проекта и объявил, что план проекта изначально составлен неправильно и система не заработает. Поэтому представители IBM предложили «Космо» составить новый план и начать работу на новых финансовых условиях.
В июне прошлого года «Суматра ЛТД» подала иск в суд с требованием взыскать с «IBM Украина» около 26 млн грн, из которых 10,2 млн грн и $145 000 — это сумма убытков, еще 10,1 млн грн — это предоплата за проведенные работы.
Предприятие обосновывает свои требования тем, что оно так и не получило конечный продукт в виде работающей системы. IBM в суде настаивает на том, что создавать продукт не собиралась, а лишь оказывала услуги по внедрению отдельных модулей системы.
Первые две судебные инстанции встали на сторону «Космо», обязав IBM вернуть 14 млн грн за выполненные работы, но 20 июля 2016 Высший хозяйственный суд отменил эти решения и отправил дело в Хозяйственный суд Киева на новое рассмотрение.
«В целом IBM довольна недавним решением Высшего хозяйственного суда», – сообщила руководитель отдела маркетинга и коммуникаций «IBМ Украина» Татьяна Любимова. Также она добавила, что компания воздержится от дальнейших комментариев, «поскольку судебное разбирательство не завершено».
По мнению экспертов, для внедрения Oracle ERP на предприятии необходимо полтора-два года и работа команды по 15-50 человек со стороны интегратора и предприятия. «Конфликтные ситуации между заказчиком и интегратором нередки. Но обычно они не становятся достоянием общественности и решаются на основе компромисса. Прежде всего, внедрение ERP – это крупный длительный проект, за который ответственность несет не только интегратор, но и заказчик. Второй причиной являются разногласия в трактовке размытых, нечетких требований в техническом задании», – рассказал Сергей Литвиненко, генеральный директор центрального офиса корпорации «Галактика» в Украине.
«Мое мнение со стороны такое: виновны обе стороны. Хуже то, что в результате никто не будет доволен решением суда: украинский суд – не самое лучшее место для рассмотрения подобных споров. Сколько на нашем рынке специалистов по Oracle ERP? Сколько из них могут оценить верность составления спецами из IBM технического задания? И кто из оставшихся включен в реестр экспертов, имеющих право проводить судебные экспертизы? Так что справедливое решение суд сможет принять разве что случайно», – считает Дмитрий Гадомский, адвокат, СЕО Axon Partners.
По его мнению, если в договоре фиксируются все три переменные – цена, срок и предмет, то договор обречен, потому что хоть одно из условий обязательно будет нарушено. Такой fix-all контракт рождается в результате переговоров: разработчики предпочитают почасовую оплату, а заказчики – хотят планировать бюджет и сроки, и «ни в коем случае не нести ответственность ни за что».
«Если компания действительно хочет внедрить ERP систему, а не просто освоить бюджет и сделать вид, то заказчик и исполнитель становятся партнерами. Они зависят один от другого и помогают друг другу вырулить все непредвиденные ситуации. Следовательно, контракт должен предусматривать удобную совместную работу и обеспечивать выгодность сотрудничества на протяжение всего срока договора. Это называется Agile-разработка. Waterfall подход тут просто противопоказан», – поясняет адвокат.
В мире подобные споры обычно решаются без привлечения суда: провайдеру выгодней вернуть деньги и заплатить штраф, чем поставить под удар репутацию. «Самый известный процесс, в котором участвовал IBM – это контракт на $5 млрд, по которому JPMorgan передал в IBM всю свою IТ-инфраструктуру. А потом потребовал досрочно расторгнуть договор. Если бы это дело попало в суд, то выгоду получили бы лишь юристы – похвастались бы участием в деле на 5 миллиардов», – говорит Дмитрий Гадомский.