Глава интернет-магазина “Розетка” Владислав Чечеткин сегодня написал о том, что у пользователей кабельного интернета “Киевстар” сайт его магазина открывается совсем не так, как должен был. Вместо главной “Розетки” пользователи видят баннер, рекламирующий интернет-магазин “Киевстар”, развернутый почти на весь экран. В “Киевстар” при этом уточняют, что такие сообщения призваны информировать пользователей интернета о сервисах компании, и что показ таких сообщений не связан с тематикой сайтов.

Он описал ситуацию в Facebook, в посте отметил главу телеком-компании Петра Чернышова, который обычно принимает активное участие в дискуссиях в социальных медиа.

Screen Shot 2016-08-22 at 11.42.21

“Так наш сайт отображается у всех (пользователей проводного интернета “Киевстар” – ред.), у кого я спрашивал. Этого баннера нет на сайте “Розетки”, страница модифицирована провайдером. Любой клик в окне переводит на сайт магазина “Киевстар”. Надеюсь, мы сможем убедить компанию, что так делать нехорошо”, – рассказал Владислав AIN.UA. По его словам, пока что никаких ответных действий на такую рекламу, кроме поста и дискуссии в Facebook, руководство магазина предпринимать не будет.

По данным редакции, такой баннер на странице “Розетки” отображается не у всех пользователей кабельного интернета от “Киевстар”. В то же время на подобную ситуацию жаловались и другие крупные игроки рынка. В пятницу о таком же “перехвате” писал управляющий партнер интернет-магазина F.ua (бывший Fotos) Дмитрий Покотило.

[fb_embed_post href=”https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1077231349028977&set=a.442391095846342.1073741825.100002263676990&type=3&theater/” width=”725″/]

При этом, участники рынка отмечают, что если бы “Розетка” использовала защищенный протокол HTTPS, такой “перехват” был бы невозможным.

“Текущую активность “Киевстара” нечего комментировать, наших прав они не нарушают, а на права абонентов им, видимо, наплевать. Мы еще лет 5 назад пытались с IPnet реализовать подобную активность. НО! Абоненту предлагалось бы бесплатное использование интернета за право изменять уже размещенные на сайтах баннеры. Все это – только после согласия абонента, и указания, что он был готов принять условия. Но оператор отказался, т.к. посчитал это некорректным, даже реализовывая это для пользователей, выбравших такой тарифный план самостоятельно.

По вопросу с HTTPS – переход не спасет. Наш сайт работает на этом протоколе, что не мешает баннерам “Киевстара” показываться и у нас”, – рассказал редакции Дмитрий Покотило.

В комментариях уже развернулась дискуссия с участием игроков ecommerce-рынка. Директор интернет-магазина “Репка” Дмитрий Латанский отмечает: пока что неясно, умышленные ли это действия со стороны компании, ведь нет ни официальных комментариев “Киевстара”, ни доказательств со стороны технических специалистов “Розетки”. Но пока что все выглядит так, что “Киевстар”, используя свои технические возможности, на лету вставил рекламный баннер в код сайта “Розетки”.

“В этой истории плохо все: то, что таким нехорошим делом занимается такая крупная компания; то, что используя результаты интеллектуальной собственности “Розетки” (бренд, клиентская база, результаты рекламных кампаний), “Киевстар” паразитирует на чужом трафике; то, что выводится не реклама основных услуг “Киевстар”, что хоть как-то могло бы их оправдать, а реклама прямого конкурента “Розетки”; то, что часть людей не видят в этом ничего плохого, мол, “Киевстар” увеличивает свою доходность и нет ничего страшного в том, что нагло нарушаются авторские права собственника сайта», – отмечает Латанский.

Эта ситуация касается более глобального вопроса сетевого нейтралитета. Это принцип, запрещающий провайдерам (и вообще – владельцам инфраструктуры) давать какие-то преимущества контенту и сайтам, которые доступны конечным пользователям.

Идею сетевого нейтралитета поддерживают такие компании, как Google, Yahoo и другие, против выступают крупные провайдеры вроде AT&T или Verizon. К примеру, провайдеры могли ограничивать скорость к сайтам вроде YouTube, и поднимать ее до нормальной за дополнительную плату, чтобы снижать нагрузку на свои сети.

В Украине идея сетевого нейтралитета существует пока что только в законопроектах. На форумах интернет-пользователи еще с 2015 года обсуждают модификацию трафика “Киевстаром”.

Update: В “Киевстар” официально прокомментировали ситуацию. В частности, в компании отметили, что практика информирования клиентов на базе поисковых запросов широко используется в мире. Для клиентов «Домашнего Интернета» действует услуга сообщений, направленная на предоставление информации о сервисах и предложениях “Киевстар”.

В компании также отметили, что показ сообщений не связан с тем, какой сайт загрузил пользователь. Такие сообщения отображаются не более раза в неделю.

“В данном случае кампания с предложениями от нашего интернет-магазина была тестовой. Она длилась две недели и завершилась 20 августа. В ближайшее время мы проанализируем результаты и примем решение о дальнейшем проведении подобных кампаний”, – заявили в компании.

Напомним, недавно Facebook заявил о решении сделать рекламу неотличимой от органического контента – так что ее будет невозможно обойти при помощи блокировщиков рекламы.