Куда бы мы не пошли, всюду нас окружает плохой дизайн – от сиденья в самолете, на котором приходится сгибаться в три погибели, до эстетически безвкусных автомобилей. Пейзажи, которые были когда-то зелеными и синими, теперь закрыты от нас. Вокруг нас так много упущенных возможностей, которые могли бы привнести в жизнь человека восторг и радость.

Вещи с плохим дизайном нас замедляют и расстраивают – как уродливое здание в вашем районе, которое заставляет морщиться каждый раз, когда вы его видите. Или как пульт дистанционного управления от телевизора со слишком большим количеством кнопок. Или как программное обеспечение, которое просто не работает.

1Результат этому – недопонимание, жадность, отсутствие эмпатии, а также невозможность сосредоточиться. Плохой дизайн особенно удручает, учитывая цену, которую за это платит наша планета. Иногда складывается впечатление, что мы наполняем мир хламом.

По мере развития индустрии высоких технологий, мы наблюдаем рост интереса и инвестиций в дизайн. Компании уже усвоили, что дизайн может быть преимуществом, которое отличает их от конкурентов. Наше понимание дизайна все больше углубляется, выходя за рамки эстетики в направлении способности решать проблемы.

Последние несколько десятилетий в индустрии программного обеспечения мы говорим, что у продукта “хорошо проработан  дизайн”, если он полезный, удобный и желанный.

Что я имею в виду? Прежде чем углубиться в этот вопрос, давайте вернемся на шаг назад, чтобы понять контекст и множество уровней, на которых можно рассматривать дизайн.

Дизайн = Форма

Самое базовое понимание что есть дизайн, как правило, относится к эстетике. Универсальные принципы красоты, такие как золотое сечение, правило третей, принцип приближенности, симметричность, контрастность и ритм сообщают нашему врожденному чутью, красиво что-то или нет. На этом уровне понимания дизайна мы думаем о нем, как о внешнем виде объекта – например, выглядит ли автомобиль быстрым, или дорогим, или маскулинным.

2

Дизайн = Функция

Однако дизайн – это не только то, как объект выглядит, но и то, как он работает. Мы считаем, что у вещи хорошо проработан дизайн не только если она прекрасна, но и проста в использовании. Хороший дизайн упрощает жизнь, экономит время и снижает когнитивную нагрузку, что, в свою очередь, уменьшает стресс в нашей жизни и сохраняет силу воли и доброжелательность по отношению к другим. В этом смысле хороший дизайн – как холодильник: когда он работает, никто этого не замечает, а когда нет – запах наверняка почувствует каждый.

Дизайн = Бренд

Когда компания последовательно достигает эстетического и функционального качества, дизайн становится брендом. Он становится проводником, при помощи которого компании создают эмоциональную связь со своими клиентами. Потребители ассоциируют себя с определенными брендами, потому что эти бренды воплощают в себе ценности и идеалы, которые им близки.

3

Дизайн = Опыт

В конце 90-х годов, удачный дизайн означал создание событий, которые останутся в памяти клиентов. Такие воспоминания становились продуктом – «опытом». Возьмем, к примеру, куклу American Girl. Недостаточно ее просто купить. Сегодня вы можете создать собственную куклу, сделать ее похожей на вас, организовать для нее день spa, нарастить ей волосы. Это не только покупка куклы, но создание настоящего опыта вокруг приобретения и владения ею. Дизайн выходит за рамки продукта и бренда и распространяется на опыт клиента.

4

Ориентированное на дизайн мышление = Решение проблем

Термин «дизайн-мышление» (design-thinking) в течение последних 10 лет популяризировала калифорнийская компания IDEO и Стэнфордский университет. Дизайн-мышление относится к набору когнитивных процессов, направленных на решение проблем. Различные этапы дизайн-мышления включают в себя определение проблемы, построение эмпатии для пользователей, генерацию множества идей, прототипирование возможных решений, изучение фидбека и повторение всей цепочки. В таком понимании дизайн – для решения проблем.

Дизайн – это термин, который отсылает к тому, как какая-либо вещь или сервис выглядит, ведет себя, какие эмоции вызывает, когда люди с ним взаимодействуют; к опыту, который получает человек от взаимодействия, образу мышления и действиям для решения проблем. Также это проявление Самости.

Дизайн = Самость

Что мы подразумеваем под Самостью? Быстрый Google-поиск дает такое определение: «сущность бытия человека, отличающая его от других, особенно заметная, как предмет самоанализа или рефлексий».

Любое творчество является выражением человеческого духа. Создание чего-либо – это внешнее выражение того, чем мы являемся.

То, что мы делаем, воплощает в себе наши ценности и достоинства и становится осязаемым выражением нашей Самости.

Возьмем, к примеру, дизайн одежды. В начале 1900-х годов стильная одежда была сложной и очень дорогой. Ее дизайн позиционировал женщин как нечто нежное и пассивное, он не годился ни для чего, кроме приема и развлечения гостей, сидя в гостиной. Одежда красноречиво сообщала о стремлениях.

Осиротевшая Коко Шанель росла в бедности, но верила, что она столь же хороша, как и богатые девочки, отвергнувшие ее. Ее дерзость и талант помогли ей вырасти в уверенную, способную женщину с энергичным и целенаправленным характером, взаимодействующую с миром.

imgonline-com-ua-2to1-jrYvOj7D5xgJ

Жеская мода в начале 1900-х и Коко Шанель

У Шанель был другой взгляд на предназначение женщины, и разработанная ею одежда разительно отличалась от той, которая была модной в те годы. Ее маленькое черное платье, представленное в 1926 году, воплощало достоинства, которые она ценила в себе, и соответствовало образу женщины энергичной, авторитетной, взаимодействующей с миром, как и она сама. В ФОКУСе Шанель качество, а не последние тренды. Этого было достаточно, чтобы дизайн Chanel пережил десятилетия и актуален до сих пор.

Взгляните на продукты, разработанные под руководством Дитера Рамса для Braun. Они скромны, смиренны и трудолюбивы, как он сам. Несмотря на то, что эти продукты были созданы в середине прошлого века, именно они вдохновили дизайнеров на создание большинства современных гаджетов, как подтверждение чистоты и постоянства видения Рамса.

8

Дизайн Дитера Рамса для Braun

9

Дизайн Рамса стал вдохновением для Apple

Простота заставляет нас чувствовать себя уязвимыми, но она же – настоящее достижение, потому что исходит из глубинного анализа того, что действительно имеет значение. Она – результат труднодостижимой ясности и сосредоточенности и отражает такие достоинства как отсутствие стремления и привязанности, преодоление страха. Хорошо разработанные продукты, как и их создатели, пронизаны скромностью: они не пытаются привлечь ваше внимание без причины. Их счастье в том, чтобы на заднем плане делать свою работу.

Многие из нас видели, на что похожа противоположность этому. Скольких из вас просили совершенствовать дизайн продукта в том время, как более значимые фундаментальные проблемы сводили все ваши усилия на нет, как будто вы пытались накрасить помадой свинью? Вы когда-нибудь встречали компанию, которая боится отказаться от легких способов получения прибыли, не имеющих смысла для продукта? Все это – результат жадности. Или разработчиков, которые продолжают добавлять новые функции только потому, что могут это делать. Это результат излишних стремлений или борьбы. Или компанию, которая не может принять жесткое решение, чтобы снять с производства посредственный продукт, потому что не хочет разозлить его пользователей. Это результат страха.

Страх, жадность и привязанность – лишь несколько примеров болезней Самости, которые могут убить любую компанию. Они отравляют чистоту намерений. Для любой организации или индивидуального производства продукта или услуги ясность и простота дизайна во многом зависит от способности противостоять этим моментам, чтобы лучше согласовать их со своими стремлениями.

История Стива Джобса, вернувшегося в Apple в 1997 году, прекрасно иллюстрирует это. После возвращения Джобс упростил и оптимизировал ассортимент, сократив линейку с 350 до 10 продуктов. Он утверждал, что на самом деле важно не то, что они делают, а то, чего не делают. Вместо производства большого количества продуктов, Джобс сосредоточился на нескольких машинах и их усовершенствовании, чтобы качество превосходило количество.

У Джобса было четкое намерение, стремление к качеству, а не количеству. Многие руководители с этим согласятся, но не захотят сделать этот трудный выбор в реальности. Подумайте, насколько эмоционально трудным может быть сокращение продуктов, которые уже разработаны и изготовлены, а также ликвидация 3000 рабочих мест. Джобс не боялся принимать трудные непопулярные решения. Он был готов рисковать своей популярностью среди других в погоне за собственным виденьем, которое, по его мнению, могло сохранить бизнес и лучше служить пользователям. Он преодолевал все проявления жадности, привязанности и страха, которые могли бы сопровождать такое решение.

Когда мы боимся, жадничаем или излишне привязаны, наши действия проявляются в дизайне в виде сложности и беспорядка.

Чем более мы способны преодолевать наши убеждения о собственной Самости, тем легче нам создать отличный дизайн, четко выражающий наши намерения.

То, что мы создаем, отражает наше внутреннее состояние. Дизайн – это кульминация намерения, ценностей и принципов, которые проявляются в материальной форме и передаются другому. Дизайн наделен властью формировать то, как мы мыслим и чувствуем.

Адам Галинский, профессор Колумбийского университета, изучил влияние одежды на то, что мы о себе думаем и на нашу производительность. Участники прошли тест Струпа – им показывали названия цветов, написанные буквами других оттенков, и просили называть цвета, которые они видят. Это достаточно сложное задание, потому что людям проще прочитать название цвета, чем назвать цвет, который они видят на самом деле. Участники в белых медицинских халатах выполнили задание значительно лучше, чем те, кто был в своей обычной одежде.

10

Tест Струпа

Интересно, что такие результаты люди показывали в том случае, если им говорили, что на них надет «белый лабораторный халат». В другой версии эксперимента им сообщали, что на них «халат художника», хотя халат был тот же. И в этом случае они не показали тех удивительных результатов. Почему? Потому что, по их словам, они проектировали на себя образ человека, который носит такой халат – творческого художника, который не заботится о точности и производительности.

Участникам помогли спроектировать определенный образ на белую одежду, подсказав, что она собой представляет – и это повлияло на то, как они выполнили задание. В повседневной жизни нам обычно не говорят о качествах объектов, которые мы используем. Но когда что-то разработано с явным намерением, это намерение достаточно эффективно просматривается через изделие и передается конечному потребителю дизайна.

Давайте вернемся к Коко Шанель. В маленьком черном платье женщины могут быть эффективными, организованными, серьезными, сохраняющими контроль, но в то же время изящными и модными. Когда женщина надевает платье от Шанель, она воплощает в себе достоинства Шанель, выраженные в дизайне, независимо от того, знает ли она, кто такая Коко.

11

Рассмотрим часы Braun. На первый взгляд – это обычные часы. Но на более глубоком уровне они отсылают к психологическим или даже духовным идеалам чистоты, простоты и гармонии. Часы делают нечто большее, чем сообщают, сколько времени. Они мягко подталкивают нас к идеалам, которые им присущи и которые они представляют. Они заставляют нас хотеть приходить вовремя.

12

Слева направо: часы Braun, часы Casio G-Shock, часы Slow

На контрасте с часами Braun, часы G-Shock Casio сфокусированы на прочности, даже под ударом или под давлением воды. Тот, кто носит эти часы, заявляет, что он спортивный, жесткий и прочный.

Или Slow-часы, у которых на циферблате 24 часа вместо 12-ти. Из-за высокой плотности делений невозможно отличить 3:41 от 3:42 вечера. Носящий такие часы не будет планировать день по минутам – он будет жить большими промежутками времени, например, по 15 минут. Разработчики утверждают на своем сайте: «Медленность – это не скорость. Это образ мышления, который большинство из нас так или иначе потеряли. Давайте выкроим время, чтобы вернуть медленность в нашу жизнь. Будьте медленными». Учредители Slow придают ценность медленной жизни, и надевая часы, которые они разработали, покупатель также может жить такой медленной жизнью.

Мы не всегда осознаем или можем описать, как предметы заставляют нас себя чувствовать, но мы на самом деле ощущаем дух или энергию, которая исходит от них, и используем опыт, в который вовлечены благодаря им.

Различные религии понимают эту связь между дизайном и его влиянием на дух человека. Витиевато украшенные и нарочито роскошные или обтекаемые и подчеркнуто простые культовые сооружения создавались в течение многих столетий, чтобы пробудить в людях определенные достоинства и идеалы, и, возможно, дать им почувствовать себя ближе к Богу. Религиозны вы или нет, вы не сможете не остановиться и не оценить красоту этих мест поклонения и молитвы, которые приносят безмятежность и спокойствие.

13

Синагога на Элдридж-стрит, Нью-Йорк; Церковь Святого Луки, Алабама; Саграда Фамилия, Барселона; Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби

Объект или пространство с хорошим дизайном способны воспитать в нас лучшие качества. И наоборот: убогий дизайн объекта может представлять худшие стороны человеческой природы – скупость, бесчувственность, желание господствовать любой ценой. Точно так же, как красота обещает благо, уродство пробуждает безнадежность, страдание и аморальность.

1-dlN1Ge7CAqNK5KE0_Ipkqg

Trellick Tower, спроектированный Ерно Голдфингером

Як Флемминг, автор сериала про Джеймса Бонда, неявным образом это понимал. Один из самых приметных злодеев, Голдфингер, назван именем реально существующего человека Эрно Голдфингера. Он был архитектором, известным огромными массивными суровыми бетонными зданиями, характерными для архитектурного направления брутализма.

Этот архитектурный тренд, популярный в 1950-60-х годах, известен использованием дешевого бетонного строительного материала. Он стал популярным после Второй мировой войны, потому что давал чувство защищенности в районах, опустошенных во время бомбардировок. Брутализм также ассоциировался с утопической социалистической идеологией, которая доминировала в коммунистических европейских странах с середины 1960 до конца 1980-х. Стиль воплощал в себе дух тоталитаризма, насилия, принуждения и беспринципной утилитарности. Суровые здания кажутся лишенными воображения и безликими. Для Флемминга уродливость архитектуры брутализма была персонифицированным злом, воплощенным в его вымышленным злодее Голдфингере.

Когда позитивные идеалы представлены в вещах и продуктах, которые мы используем, эти вещи и продукты играют некоторую позитивную психологическую или же духовную роль в нашей жизни. Продукт с хорошим дизайном манифестирует осознанность, такие добродетели как терпение, гибкость, настойчивость, сосредоточенность, сопереживание, преданность – все вместе. Когда мы регулярно используем такие продукты, это дает нам шанс приблизится к своему лучшему Я, лучшему варианту Самости.

Хотя они заключены в физических вещах, их психологические качества часто проникают в наши мысли и управляют ими более стабильно и постоянно. Происходит внутренняя революция, вот почему мы формируем эмоциональную связь с вещами с хорошим дизайном. Хороший дизайн вещей помогает нам взращивать наше лучшее Я и служит постоянным напоминанием о том, чем мы можем стать.

Способность дизайна влиять на наше мышление и чувства выходит за рамки физических объектов и пространств и простирается в эфемерный опыт, как дизайн сервисов или цифровых продуктов.

Пример – Google. Ларри Пейдж и Сергей Брин хотели построить мощную технологию, которая поможет людям эффективно искать информацию. Они создали алгоритмы, которые упростили поиск информации, но не остановились на этом. Они вложили миллионы долларов в то, чтобы создать инфраструктуру, которая сделала бы веб-поиск максимально быстрым.

Они отстаивали цели компании, сосредоточившись на уменьшении времени, которое требуется для получения ответа на поисковый запрос. Они достигли это также благодаря достижению набора значений продуктивности и масштаба при помощи усовершенствованного интерфейса. Все, что делали в Google, делали для создания мощного, эффективного инструмента. Используя Google для поиска в интернете или управления электронной почтой, документами и фото, мы чувствуем себя сильными, продуктивными и способными.

Nutanix – это облачная компания, которая специализируется на создании инфраструктуры дата-центров. Лидеры компании стремятся к таким добродетелям, как эмпатия и “отсутствие трений”. И вот несколько примеров того, как эти достоинства работают для пользователей. Большинство интерфейсов для поддержки клиентов закапывают возможность пожаловаться как можно глубже, потому что тщательный разбор кейсов требует большого количества времени и денег. Nutanix же наоборот делает эту возможность приоритетной, давая понять своим представителям клиентской поддержки, что не бывает неважных проблем и клиентов, не заслуживающих внимания.

1-i-mErZGRNDV24dgAAazhzw

Nutanix UI: слева – интерфейс клиентской поддержки и выдающаяся кнопка “to escalate a case”; справа – обновление в один клик

Другой пример касается обновления программного обеспечения для инфраструктуры дата-центров. Обновления программного обеспечения для центров данных обычно дело сложное и сопряженное с риском, особенно когда обновления требуют большие кластеры машин. Понимая эту сложность, компания упростила все подобные виды деятельности до операций в один клик, где системный администратор запускает процесс, а Nutanix делает все остальное. Из восторженных твитов (с хэштегом #lovemyjob, например) видно, как их клиенты чувствуют эту заботу – они могут обновляться из своей Tesla или в процессе приготовления барбекю.

1-8NVAhGe3HHn42w9L-825pQ

Чем мы становимся, то мы производим. Что мы производим и потребляем, тем мы становимся.

Нам нужен хороший дизайн не потому, что хотим экстравагантности или излишеств; не для того, чтобы вынудить людей покупать больше барахла, а просто потому, что хороший дизайн помогает нам быть лучшей версией нас самих.

1-FRxZw6MMVV--ralZQQM0DA (4)

Чтобы создавать продукты с хорошим дизайном, нам нужно выйти за пределы того, что мешает нам делать вещи прекрасными: страх, жадность, привязанность, эго. Когда мы осознаем и воплощаем добродетели, которые хотим выразить в дизайне, мы ориентируемся на целостность и выражаем ее в том, что создаем. Это, в свою очередь, влияет на то, как остальные мыслят и чувствуют, так что они тоже могут воплощать эти добродетели. И это – наибольший дар, которым мы, как дизайнеры, можем поделиться.

Автор: Айрин Оу

Источник: Medium