Karabas.com — уникум украинского бизнеса. Начав работу в 2010 году, компания-новичок всего за несколько лет в корне изменила застоявшийся билетный рынок, внедрив самые современные IT-решения. В этой статье мы расскажем, как передовые технологии и решения помогают сделать Украину привлекательной в глазах заграничных исполнителей, и как меняется страна под влиянием даже самых, казалось бы, узкопрофильных инноваций.
Системный подход
Приезд в Украину звезд мировой величины всегда был незаурядным событием. Но в последние годы выступления всемирно известных исполнителей можно пересчитать на пальцах. И виной тому не столько боевые действия на востоке страны, сколько технологическая отсталость билетного рынка.
Организаторам невыгодно привозить мировых звезд с гонорарами в несколько сотен тысяч долларов в страну, где билеты продаются «по старинке» и отсутствуют элементарные механизмы контроля. Как бы банально это не звучало, но Украине срочно требовались реформы в тикетинге (системах продаж билетов), иначе рынок не увидел бы и тех единичных концертов.
Karabas.com, в первую очередь как IT-компания, «оцифровал» все процессы и перевел продажи билетов на электронную систему FrontManager:Tickets. Это позволило на государственном уровне внедрить электронные и мобильные билеты (теперь билеты выдаются не в кассе, а приходят вам на email или отображаются в мобильном приложении после безналичной оплаты), а также существенно упростило контроль продаж и посещений со стороны организаторов.
Подробнее о внедрении электронных билетов в Украине читайте здесь.
Электронный учет позволил организаторам соизмерять риски, значительно упростив системы контроля. Karabas.com устранил технологическое отставание страны, сделав ее открытой для исполнителей мировой величины. В этом году Украину уже посетили такие звезды как RHCP и MUSE, где Karabas.com был основным билетным оператором.
Кроме того, уже в ближайшее время можно ожидать крупные (стадионные) концерты с другими известными западными исполнителями, где Karabas.com будет настраивать интеграцию для максимально простого и удобного посещения концертных площадок. Современная система тикетинга от Karabas.com позволила вывести Украину из разряда стран третьего мира и сделать ее привлекательной для иностранных исполнителей, а также существенно облегчила работу организаторам и местным артистам.
Инновации как двигатель рынка
Вторым этапом работы Karabas.com стало внедрение принципиально новых отношений между участниками рынка. Например, компаниям, принимающим участие в организации мероприятий, было предложено пропорционально разделить риски и прибыль. Karabas.com автоматизировал все процессы на этно-фестивале «Країна мрій 2016», где все участники работали на процент от проданных билетов, а не за фиксированную плату. При этом Karabas.com выступил гарантом договоренностей. Это был первый подобный прецедент для Украины, и он оказался весьма позитивным.
Не обошлось и без принципиально новых решений. В этом году в Украине впервые прошел музыкальный фестиваль, на котором посетители обменивали входные билеты на электронные браслеты, выполняющие функции кошелька. На территории мероприятия была организована безналичная зона для оплаты на барах и фудкортах, а также работали промоутеры, пополняющие эти браслеты c помощью специальных мобильных терминалов. Подобные решения уже много лет работают в Европе, в частности, на Sziget. Но западные аналоги требуют для работы постоянного доступа к сети, что в украинских реалиях пока почти невозможно. Поэтому нам пришлось создавать собственную систему с нуля, способную работать в оффлайн-режиме.
Браслет для бесконтактных платежей
Эта технология разработана украинской компанией FTC, которую поддержал Karabas.com, продвинув их решение в массы. И это далеко не единичный случай. Karabas.com не просто следит за мировыми тенденциями, а находит и поддерживает талантливых людей в Украине, помогая им продвигать свои идеи. Стив Джобс говорил, что его компания подхватывает нужную технологию на старте ее развития и развивает ее в ногу с рынком. Мы делаем то же самое со своими инновациями и, в частности, с мобильным билетом, который мы начинаем активно внедрять.
Электронный и мобильный билет — отличные изобретения, но немалая часть украинцев, будем откровенны, пока не готова к инновациям. Для них Karabas.com пошел путем наименьшего сопротивления — сделал «билетные кассы» максимально доступными для них. А именно, билеты можно купить в любом из отделений «Ощадбанка». Для этого человеку достаточно обратиться к кассиру и он продаст билет на одно из 1 500 мероприятий, доступных в базе Karabas.com. Второй вариант — купить билет в любом из платежных терминалов «ПриватБанка».
Поддержка рынка изнутри
До 2013 года в Украине примерно 60% концертов приходилось на российских исполнителей, 30% — на западных, и только 10% — на украинских. После 2014 года российские исполнители почти не выступают в Украине, а число артистов из других стран значительно снизилось. Рынок просел на катастрофические 70%, но не схлопнулся. Нишу активно начали занимать наши артисты, а украинцы — активно ходить на их концерты.
Karabas.com, как крупнейший билетный сервис, активно способствует появлению качественного украинского продукта. К сожалению, институция шоу-биза в Украине слабая, поэтому на 2017 год мы запланировали внедрение грантов для молодых исполнителей и активную поддержку профильных СМИ, рынок которых у нас находится на этапе становления. Нам не интересно инвестировать в иностранных исполнителей, мы делаем все, чтобы украинский артист занял освободившуюся нишу и наши исполнители становились популярными у себя на родине.
Компания Karabas.com изначально была настроена на реформирование билетного рынка и, как показывает практика — нам это удается. Всего за несколько лет активной работы мы не просто стали лучшими в продаже билетов, а превратились в провайдера билетного сервиса, сделав рынок современным и продолжаем обучать украинцев в полной мере использовать передовые решения. Наши инновации смогли оценить уже сотни тысяч украинцев: электронный и мобильный билет, бесконтактные платежи на мероприятиях, новые методы взаиморасчетов между организаторами — это только начало нашего пути. В основе работы Karabas.com лежат три кита: системность, инновации и поддержка украинского рынка шоу-биза.
Мы уверены что с помощью системного подхода сможем сделать Украину популярной среди всемирно известных исполнителей, при этом львиная доля мероприятий будет приходиться именно на отечественных исполнителей.