Основатель частной космической компании SpaceX Илон Маск никогда не скрывал, что ее конечной целью является создание самостоятельной колонии на Марсе. Вчера на Международном астрономическом конгрессе в Гвадалахаре Маск представил концепцию системы межпланетной транспортировки ITS, которая должна стать ключевым инструментом превращения людей в мультипланетарный вид. Вот как она выглядит в работе:
ITS состоит из четырех составляющих: ракеты-носителя, космического корабля, топливного танкера и заправочных станций. Их изображения на видео не являются художественной визуализацией – это реальные 3D-модели, над которыми работают инженеры SpaceX. По словам Маска, сейчас компания тратит “небольшие ресурсы” на разработку ITS: несколько десятков миллионов долларов и до 5% персонала. После финализации ракеты Falcon 9 и пилотируемого корабля Dragon 2 эти цифры значительно увеличатся.
Вся цель ITS состоит в снижении цены билета на экспресс Земля – Марс. “Чтобы создать колонию на соседней планете, необходимо, чтобы достаточное количество людей на Земле, желающих туда полететь, могли себе это позволить”, – объясняет Маск. При использовании текущих технологий и подхода, аналогичного программе “Аполлон”, билет для одного пассажира обойдется в $10 млрд. “Наша цель – уменьшить цену билета до средней цены дома в США (~$200 000). То есть нам нужно снизить цену на 5 000 000%”, – говорит основатель SpaceX.
В своей презентации он назвал четыре ключевых элемента, необходимые для снижения цены:
- полное повторное использование;
- дозаправка на орбите;
- производство топлива на Марсе;
- выбор правильного топлива.
Основное снижение цены достигается благодаря полному повторному использованию компонентов системы. В этом пункте у SpaceX уже есть достижения: компания шесть раз смогла посадить первую ступень Falcon 9 на Землю. В ITS возвращаться на родную планету будут и первая ступень ракеты-носителя (которая станет крупнейшей когда-либо созданной ракетой), и космический корабль, и танкер. Последние два, по сути, являются идентичными кораблями, просто в танкере все внутреннее пространство используется под топливо. Такой подход позволяет сэкономить средства на разработку. Ракета-носитель будет использоваться до 1 000 раз, танкер до 100 раз, а корабль до 12 раз, что позволить максимально сократить затраты на поездку. Повторное использование также позволит людям иметь возможность возвращения с Марса на Землю. “Какой смысл оставлять корабль на Марсе? Нам нужно построить топливные заводы там и отправлять корабли обратно”, – говорит Маск.
Для строительства топливных заводов красная планета подходит как нельзя лучше. Ее атмосфера на 97% состоит из CO2, а в полярных шапках планеты есть огромные залежи водяного льда. “С помощью CO2 и H20 вы можете производить метан и кислород”, – поясняет предприниматель.
Маск надеется, что со временем на парковочной орбите Земли будет находиться флот из тысячи кораблей. Каждые два года, когда расстояние между Землей и Марсом являются минимальными, флот будет отправляться в путешествие. По плану, первое такое путешествие корабль SpaceX Red Dragon совершит уже в 2018 году. После этого миссии на красную планету будут отправляться каждые два года. Первые из них будут беспилотными, а людей на Марс Маск собирается отправить в течение 10 лет.
Учитывая, что на одном корабле смогут полететь около 100 землян, а для автономной колонии понадобится около миллиона переселенцев, то необходимо будет совершить 10 000 перелетов. Делать их можно каждые два года, а значит, по словам Маска, на это потребуется 40-100 лет.
При этом, средняя продолжительность поездки на Марс для ближайших 9 полетов составит 115 дней.
Сейчас SpaceX уже разрабатывает и уже провела первые испытания двигателя Raptor, который будет использоваться в аппаратах ITS. Он будет лучшим по соотношению тяга-вес среди всех ракетных двигателей, созданных на данный момент человечеством. Ракету-носитель Маск называет не самой сложной задачей: “По сути, это увеличенная версия Falcon 9”. Ее главное отличие в том, что корпус будет сделан не из алюминия, а из карбонового волокна. Он будет использовать 42 двигателя Raptor против девяти Merlin в Falcon 9 и 27 в будущем Falcon Heavy. При этом, он нужен только для старта с планет с сильным притяжением, вроде Земли. Для взлета с Марса или спутников Юпитера потребуется лишь космический корабль.
В презентации Маска было еще два важных для любого проекта слайда: финансирование и график. В первом предприниматель отшутился, описав финансирование ITS в пяти строчках:
- украсть трусы;
- запускать спутники;
- доставлять грузы и астронавтов на МКС;
- Kickstarter;
- Profit.
По крайней мере два пункта из этого правдивы. SpaceX способна генерировать сущестенный денежный поток из доставки грузов на орбиту Земли. “Я также знаю, что в частном секторе есть много людей, заинтересованных в финансировании базы на Марсе. Возможно, тут также будет интерес со стороны государственного сектора. По сути, это будет большим партнерством между государством и частным сектором”, – говорит Маск.
Основная причина, по которой я лично аккумулирую средства – финансирование этого проекта. У меня нет другой мотивации, кроме крупнейшего вложения, которое я могу сделать – помочь жизни стать мультипланетарной.
В том, что касается сроков – у SpaceX есть более менее четкий график. Хотя он подвержен огромномным рискам, поэтому основатель компании просит не воспринимать даты окончательными. “Но мы сделаем все, что в наших силах”, – говорит он.
Говоря о сроках, предприниматель вспомнил путь, который компании уже пришлось пройти. В начале пути сам он оценивал шансы на какой либо успех в 10%, но пока это не стало помехой.
Я пришел к выводу, что если на космической арене не появится нового игрока с сильной идеологической мотивацией, то не похоже, что мы выйдем на траекторию, в конце которой станем космической цивилизацией […] Мне кажется, что многие люди не понимают, что технология не улучшается автоматически. Она развивается только, если к проблеме применяют много инженерного таланта.
В конце своей презентации Маск показал визуализации космического корабля на поверхности Европы и Энцелада, на фоне колец Сатурна и Большого красного пятна Юпитера. Это не случайность, как и то, что ITS называется “системой”. Имея четыре ее компонента: ракету-носитель, космический корабль, танкер с топливом и производство горючего можно путешествовать в любую точку солнечной системы.
Для межзвездных перелетов Маск предложил задуматься над двигателем на основе антиматерии.