История стартапа начинается с истории его команды. О том, где искать, как заинтересовать и удержать лучших из лучших в одном коллективе, написал в своей колонке основатель тревел-стартапа TripMyDream Андрей Буренок.

В 2012 году Google инициировал проект по подбору взаимодополняющих сотрудников Aristotle. Идеальную формулу так и не нашли и вскоре проект закрыли. Единственный совет, который дала нам команда Google-аналитиков, — быть человечней: в лучших командах умеют слушать и демонстрировать эмпатию к эмоциям друг друга. Не зря бытует мнение, что успех компании зависит от людей, работающей в ней, и “погоды в доме”. Что уж говорить о стартапах, чей рост часто зависит от энтузиазма людей. Но, так как алгоритм эффективного подбора людей так и не был найден, компаниям приходится учиться на своих ошибках или обращаться к опыту других предпринимателей и их советам.

Андрей Буренок и Тарас Полищук, сооснователи TripMyDream

Тарас Полищук и Андрей Буренок

Человек-оркестр здесь лишний

Не берите многофункциональных людей в команду: они не смогут сфокусироваться на своей основной работе и будут распыляться сразу на несколько задач, бросая каждую на полпути. В стартапах сотрудники должны приносить свои решения, ускорять рост компании — на поиск себя попросту нет времени. Если мы ищем директора по онлайн-маркетингу, то рассчитываем дополнить команду ответственным стратегом, а не очередным учеником или стажером.

Пока нужный человек не найден, его работу выполняют фаундеры. И не важно, о каком направлении работы идет речь — бухгалтерия или продажи — основатель должен понимать, как все работает внутри компании. Но постоянная работа за всех не принесет результатов. Потому важно научиться строить кроссфункциональные команды, особенно для компаний, разрабатывающих продукты. Мы используем Scrum-методологию управления проектами. Практика показала, что только согласованные действия сотрудников из разных отделов под руководством одного человека, который понимает принципы тайм-менеджмента, постоянно контролирует ситуацию и умеет расставлять приоритеты, могут приблизить нас к поставленной цели.

Чтобы желания совпадали с возможностями

Сотрудники с опытом работы в корпорациях чаще имеют навыки в  оптимизации задач и построении коммуникационных процессов. В то же время молодые и амбициозные люди, думающие out of the box и не глотнувшие реалий бизнеса, способны внести серьезный вклад в общее дело. Привлекайте новичков, если у вас есть время и желание на их обучение. В течение двух месяцев будет ясно, было ли решение правильным.

При поиске человека в команду мы ориентируемся на 2 ключевые метрики: attitude (отношение к компании, команде, руководителю, своей работе) и performance (эффективность, работа на результат). Случается так, что сотрудник “горит” работой, но есть проблемы с продуктивностью. Тогда мы вместе создаем условия, в которых он сможет сконцентрироваться на результате или заняться самообразованием, тем самым повышая performance. С другой стороны, если низкий attitude или хромают обе метрики, можно говорить сразу – не сработаемся.

Не собеседования, а кофе-брейки

Разговаривайте с кандидатами «по душам». Постарайтесь узнать, чем они живут, как им дается работа в коллективе и какой вид отдыха нравится больше других. Руководитель — это в первую очередь психолог, который подбирает сотрудников как пазлы — важно, чтобы всем комфортно работалось и хотелось возвращаться в офис после выходных.

Сейчас в TripMyDream работают 11 человек, но когда мы с партнером Тарасом Полищуком начинали бизнес, нам не хватало талантливого дизайнера, который объяснил бы структуру будущего сервиса. Тогда Тарас привел Андрея Куроедова — он оказался настолько ценным кадром, что нам пришлось идти на определенные жертвы, чтобы он захотел работать у нас постоянно. «Заманить» его удалось исключительно индивидуальным подходом и дружеским отношением —  мы общались в неформальной обстановке, приглашали его на выставки, в том числе международные.  Важно суметь не только найти сотрудника, но и удержать его. Мы не ведем жесткий контроль и не занимаемся проверками. Главная цель руководителя в коммуникации с коллективом — быть другом, помощником и не терять связи с жизнью внутри компании.

tmd2

Больше эпистолярного жанра

Если говорить о массовости откликов на вакансию, то приблизительно треть людей приходит из Facebook, еще треть – с сайтов трудоустройств, в частности Rabota.ua, Work.ua, остальные – сарафанное радио. Обращайте внимание на тех, кто явно старается «продать» себя и интересно подает информацию. Практика показывает, что стандартное резюме без сопроводительного письма даже открывать не стоит. Зачем тратить свое время на кандидата, который даже не удосужился почитать о компании и не вложил душу в первое письмо будущему работодателю?

В TripMyDream мы делаем ставку на настойчивых людей, которые дали правильный посыл в сопроводительном письме и произвели приятное впечатление при личной встрече. Потому и решение о трудоустройстве принимается достаточно быстро — чтобы понять, «горит» человек своей работой или нет, требуется всего одна встреча. После первой встречи я всегда предлагаю сформировать предложение и самому назначить следующую – это своеобразная проверка настойчивости, амбициозности, смекалки и человеческих качеств. В большинстве случаев, я их больше не вижу, но если же на вторую встречу кандидат пришел с предложением, которое подкрепило первое впечатление о профессионализме, мы берем его в команду. Например, от первого письма будущего ключевого разработчика Дениса до зачисления в штат прошло две недели. Этого срока было достаточно, чтобы понять, сработаемся мы или нет. Отказаться от сотрудничества вы всегда успеете, а вот не упустить ценного работника куда сложнее.

Когда руководителю удастся разглядеть талант каждого сотрудника, найти к нему подход и собрать команду, в которой каждый почувствует себя на своем месте, останется дело за малым — сохранить дух открытости, избегая лишней формальности внутри коллектива.

Автор: Андрей Буренок, основатель проекта TripMyDream