На этой неделе в Financial Times появилась информация, что крупнейший по количеству подписчиков стриминговый сервис Spotify ведет переговоры о покупке берлинского стартапа SoundCloud. Последний обладает крупнейшим музыкальным каталогом, который насчитывает 125 млн треков против около 30 млн у самого Spotify и его главного конкурента – Apple Music. Журналист TechCrunch Джош Констайн написал по этой теме колонку, утверждая, что именно приобретение убыточного немецкого стартапа может дать Spotify преимущество над всесильной Apple. Редакция AIN.UA приводит полный перевод его заметки.
SoundCloud как бизнес – это катастрофа, но это единственный стриминговый сервис с DJ-сетами и ремиксами, которые любят подростки. Поэтому тот факт, что Spotify ведет переговоры по его покупке, как сообщает Financial Times, выглядит вполне логичным.
Spotify уже дважды отказалась от покупки сервиса за последние полтора года, но тогда стороны не договорились исключительно о цене. С тех пор SoundCloud заключил сделки с крупными музыкальными лейблами, чтобы остановить массовое удаление контента, связанное с нарушением прав интеллектуальной собственности. Это привело к запуску стримингового сервиса SoundCloud Go, подписка на который стоит $9,99. Он может сделать покупку менее рисковой и дешевой, подсластив пилюлю для Spotify.
Переговоры могут по прежнему ни к чему не привести, но поглощение SoundCloud может наконец дать шведскому стриминговому сервису возможность дифференцировать себя от Apple Music при помощи чего-то, что Тим Кук не сможет просто купить.
SoundCloud – это “музыкальный YouTube”. Музыканты могут напрямую загружать аудиотреки на сервис без необходимости связываться с звукозаписывающими лейблами и сервисами дистрибуции. Это позволило немецкому стартапу собрать наибольший стриминговый каталог – 125 млн треков против около 30 млн у Apple Music и Spotify.
Но если большая часть музыки принадлежит музыкальным лейблам, с которыми любой стриминговый сервис может заключить сделку, то ситуация с контентом SoundCloud более уникальная. Он полон демо-записей, сделанных в спальне, многочасовых DJ-сетов танцевальных треков других музыкантов, неофициальных ремиксов, на которые оригинальные исполнители не давали согласия.
Некоторые из них являются собственностью тех, кто загрузил трек на сервис. Некоторые находятся в серой зоне или напрямую нарушают права интеллектуальной собственности. Некоторые из них доступны, потому что SoundCloud работал с сервисом управления цифровыми правами Dubset, чтобы платить создателям контента (что-то вроде YouTube content ID). Главное, что пользователи приходят на SoundCloud потому, что на нем есть то, чего нельзя найти ни в одном другом месте.
Spotify предстоят неотвратимые юридические головные боли, вызванные вопросами интеграции этих треков в библиотеку, если компания купит SoundCloud. Но освобождение этого невероятного контента от неуклюжего интерфейса немецкого сервиса и появление его в отполированных приложениях Spotify вместе с официальной музыкой может стать выигрышной комбинацией. К тому же если Spotify хочет диверсифицировать предложение для пользователей, на SoundCloud есть множество подкастов и другого разговорного контента, который поможет с этим.
Помимо контента, Spotify может рассмотреть вопрос сокращения большинства сотрудников SoundCloud, чтобы урезать постоянные убытки, генерируемые сервисом.
Неважно, сколько Apple заплатит популярным исполнителям за эксклюзивный и ранний доступ к их произведениям, ему не удастся собрать такую всеобъемлющую библиотеку, как у SoundCloud. Если Spotify удастся закрыть сделку, не влетев в копеечку, то шведская компания сможет улучшить шансы в противостоянии с Apple, на стороне которой играют деньги и сила платформы.
В начале года Spotify привлек $1 млрд долгового финансирования. Условия раунда были не в пользу стартапа и грозят ему штрафом в случае неудачного IPO, но они также дают возможность на крупные приобретения. Учитывая, что у Spotify уже есть своя радио-функциональность и ему не нужно покупать Pandora, SoundCloud выглядит лучшим кандидатом для траты денег.