Как и небольшие компании, крупные корпорации с тысячами сотрудников и миллиардными оборотами тоже совершают ошибки. Они выпускают ненужную покупателю продукцию, неправильно ее позиционируют и проводят нерентабельные сделки. Редакция AIN.UA выбрала несколько самых больших ошибок крупных корпораций.
Выпуск бесцветной Pepsi
В начале 90-х стал популярен здоровый образ жизни. Многие покупатели стали заботиться о том, что они едят и пьют, в частности, критике стали подвергаться газированные напитки.
Вполне логично, что PepsiCo решила использовать тренд и запустила Crystal Pepsi — прозрачную, похожую на воду, версию Pepsi. На вкус напиток был похож на классическую газировку, но он необычно выглядел, к тому же в его составе не было кофеина.
Компания потратила миллионы на маркетинг напитка и первые продажи были хороши, так как покупателям было любопытно. Однако любопытство — это еще не все, поэтому после первой покупки практически никто не совершал следующую.
В конечном итоге продажи упали настолько, что компания отказалась от выпуска Crystal Pepsi уже через год. В 2016 году компания снова запустила бесцветную версию напитка в производство.
Объединение AOL и Time Warner
В 2001 году интернет-гигант AOL объявил о слиянии с компанией Time Warner. Сделка оценивалась в $165 млрд и считалась самым крупным слиянием в истории США. Это привлекло колоссальное внимание СМИ.
Но в 2001 году на пьедестал взошли другие компании — Yahoo! и Google. Мир бизнеса изменился, а цена на акции объединенных компаний упала в разы. В 2002 году потери от слияния оценили в $99 млрд — и это еще один рекорд, который установили AOL и Time Warner. Семь лет спустя компании признали ошибку и снова разделились.
Adidas и «недостаточно высокий» Майкл Джордан
Пользователь Quora Абди Ааби считает эту ошибку одной из крупнейших в спортивном бизнесе. В 1984 году баскетболист Майкл Джордан был еще восходящей звездой и подписал контракт с Nike. До этого он вел переговоры с Adidas, однако компания отказалась от контракта с Джорданом, посчитав его недостаточно высоким.
Впоследствии кроссовки Air Jordan дали Nike миллиарды долларов прибыли, как и предсказывали эксперты. Nike также получила популярность в Северной Америке и во всем мире, в то время как Adidas упустил эту возможность.
Скандал Volkswagen
В конце 2015 года автопроизводитель Volkswagen признал, что во время тестов автомобилей с дизельным двигателем намеренно занижала показатели выбросов вредных веществ. Обман коснулся 11 млн автомобилей.
Программное обеспечение определяло, когда автомобиль тестировали на выброс вредных веществ, и автоматически занижало показатели. Впоследствии цена акций компании упала на 16%, компании пришлось выделить 6,5 млрд евро на решение проблемы, а в США ей пришлось заплатить штраф в $17,9 млрд.
Последовательность ошибок Nokia
В 90-х и 2000-х финская компания Nokia была одним из крупнейших производителей мобильных телефонов. Однако с появлением на рынке iPhone и Android-смартфонов компания начала терять покупателей.
Для того, чтобы вернуть прошлый успех, новым генеральным директором назначили Стивена Элопа, который в 2011 году подписал соглашение с Microsoft об использовании Windows Phone в качестве основной операционной системы. Symbian была забыта.
Стоимость акций компании упала сразу же после объявления условий сделки, так как операторы перестали покупать Symbian-смартфоны, понимая, что ФОКУС Nokia переключился на Windows Phone.
В ноябре 2011 года компания представила первый смартфон на WP — Lumia 800. Продажи были скромными, а рыночная капитализация компании непрерывно падала.
Впоследствии Элопа обвиняли в том, что он был «троянским конем» и намеренно снизил стоимость Nokia для последующей покупки компанией Microsoft. 3 сентября 2013 года Microsoft анонсировала покупку мобильного подразделения Nokia за 5,4 млрд евро, а Элопа назначили вице-президентом Microsoft.