Мэтт Стил – вице-президент компании Alaska Aerospace Corporation, которая занимается запуском ракет-носителей на полярную орбиту в одноименном штате США. До Alaska Aerospace Мэтту довелось поработать в Orbital ATK и немного познакомиться с украинскими космическими технологиями. Мэтт стал одним из участников Чемпионата мира по ракетомоделированию, где мы, собственно, познакомились и немного пообщались о развитии космической отрасли.
О технологиях в ракетомоделировании
Итак, Мэтт, что вы здесь делаете?
Я один из спортсменов, которые принимают участие в Чемпионате мира в составе американской сборной.
И каковы успехи?
В соревнованиях в классе моделей-копий S5C на высоту полета я завоевал «золото». У меня была очень удачная модель, которая помогла выиграть.
Как вам Чемпионат, организация?
О, впервые я попал на Чемпионат мира по ракетомоделированию в 1980 году. С тех пор я бывал на них довольно часто. Сейчас – отличная организация. Вместо того чтобы продолжать делать то, что делали все организаторы Чемпионатов мира в предыдущие годы, Михаил (Михаил Рябоконь, директор Чемпионата мира по ракетомоделированию и компании Noosphere по инновациям – прим. редакции) и его команда показали, что этот спорт может двигаться в будущее. Например, моя 80-летняя мать, которая находится дома и, конечно же, не смогла бы прилететь в Украину, смотрела онлайн-трансляцию и видела мои старты. Это потрясающе.
Как вы думаете, сам спорт может стать более технологичным?
На данный момент самым серьезным влиянием интернета на отрасль стало возрастание коммуникации между спортсменами. Физически мы все собираемся вместе в лучшем случае дважды в год. Мы все находимся в четырех часовых зонах, но общаемся раз в неделю в Skype хотя бы по паре часов. У нас есть возможность брать с собой смартфон в мастерскую и показывать коллегам по команде, что конкретно мы делаем.
Кроме того, у меня в друзьях на Facebook есть много людей из ракетомодельного спорта, которые живут не в США. Мы познакомились на соревнованиях, и теперь мы можем поддерживать связь друг с другом через интернет.
Если говорить о моделях ракет, то и тут чувствуется влияние технологий. Я, например, использую цифровой альтиметр, который выводит данные о полете моей ракеты в приложение на мой смартфон (в целом, на соревнованиях пока используются обычные альтиметры, подробнее об этом можно почитать тут – прим. редакции). Высоту, момент, когда открылся парашют, когда отделилась ступень и когда ракета приземлилась. Помимо этого, он точно знает, где приземлилась ракета. Он подключается к смартфону через Bluetooth, совместим со смартфонами на Android и iOS. Стоит всего 100 долларов, это вполне позволительная сумма.
Зачем Аляске космодром
Давайте поговорим о вашей работе. Насколько важна ваша компания для штата Аляска?
На Аляске есть не так много людей, которые что-то смыслят в космической индустрии. Преимущественно потому, что бизнесу здесь интересна нефть. Она приносит больше денег, даже больше чем туризм. Поэтому развитие аэрокосмической отрасли в штате Аляска – не приоритетная задача для власти. Большинство людей в этом месте не хотят никаких перемен, они хотят, чтобы вещи оставались как есть. Для Аляски наша компания не так важна. Тем не менее, она важна для индустрии, государства и NASA. Потому что это одно из немногих мест, хорошо подходящих для запуска ракеты на орбиту.
Есть два типа орбит – экваториальная и полярная. Космодром на Аляске лучше всего в США подходит для запуска ракет на орбиты второго типа. Кроме того, когда ракеты стартуют над Аляской, где не так много объектов, можно не переживать, что ступени, отделяющиеся на старте, нанесут вред людям или инфраструктуре. Они просто упадут в океан. Следующее подходящее место – это Гавайи и Калифорния, но они находятся очень далеко. В Калифорнии вообще гораздо сложнее заниматься космическими технологиями. Поэтому по мере развития индустрии, ценность нашего космодрома будет возрастать.
Насколько часто используется для стартов космодром на Аляске?
Пока нечасто. В мои обязанности, кстати, входит сделать его более популярным. Прямо сейчас планируются старты новых ракет. Но в целом у нас осуществляется примерно один запуск в год. В планах – увеличить их количество до трех-четырех.
Что дает штату наличие космодрома на его территории?
Две вещи.
Во-первых, он притягивает в штат совершенно новый контингент людей. Тех, кто работает в высокотехнологической индустрии. Для местных жителей, которые поступают в вузы Аляски и получают инженерное образование, он дает возможность остаться в своем штате и получить здесь работу.
Во-вторых, с точки зрения бизнеса – это потенциально инвестиции в высокотехнологичную космическую сферу на Аляске, которая к тому же очень экологически дружественна. Для штата это отличный шанс диверсифицировать доходы. Цены на нефть непредсказуемы, поэтому здорово зарабатывать еще на чем-то. Инвестиции в космическую отрасль окупаются в несколько раз. И так будет продолжаться и далее.
Чем больше будет происходить стартов на нашем космодроме, тем выше будут доходы у штата.
Космос, бизнес, законодательство
Как вы думаете, почему космос для нас важен и какие индустрии прежде всего должны ратовать за развитие инфраструктуры для доступа к нему?
Прежде всего, космос важен для прогнозирования погоды. На данный момент прогнозы слишком общие и базируются они на очень общих данных. Космос позволит получать более детализированную информацию и показывать точные региональные данные.
Вторая большая сфера – это коммуникации. Возьмем, к примеру, Аляску. Это очень большой штат, где проживает не так много людей. Прокладывать оптоволоконную сеть для подключения к интернету дальних деревень очень дорого. Тут больше подходит спутниковая связь. Такую услугу предоставляет уже несколько компаний и тут есть куда двигаться. Не только в Аляске, но и в мире.
Не менее интересна такая сфера, как космическая погода и ее влияние на Землю.
Нам нужно изучать как, например, солнечные частицы взаимодействуют с магнитосферой Земли, радиосигналами, влияют на погоду на планете.
Мне кажется, это the next big thing, значение этой сферы возрастет в ближайшее время.
Отправка ракет со спутниками в космос – дорогое удовольствие. Какие могут быть пути снижения затрат?
Есть два инструмента для снижения затрат.
Первый – за счет объемов заказов. Когда вы приходите на завод и заказываете одну ракету – это одна цена. Когда сразу двенадцать – это уже выходит намного дешевле, потому что по сути ее делает та же команда инженеров и можно сэкономить на многих вещах. Но на данном этапе никто не готов покупать много, потому что никто не отправляет столько ракет в космос. Когда запуск ракет в космос станет рутинным процессом, тогда цены резко пойдут вниз.
Второй инструмент – это стандартизация. Если вы можете стандартизировать ракеты и свести к минимуму кастомизированные разработки под каждую отдельную, это позволит значительно экономить ресурсы. Сейчас, грубо говоря, производство космических аппаратов можно сравнить со швейцарскими часами ручной работы. На каждый тратится много инженерных ресурсов. Но когда процесс будет напоминать создание обычных часов для людей, которым просто надо следить за временем, все станет намного дешевле.
Сейчас мы уже близки к тому моменту, когда коммерческие компании начнут покупать много. Люди поняли, что они могут зарабатывать деньги на космосе. Необязательно с большими геопозиционными или телекоммуникационными спутниками, можно это делать другими вещами.
Мир стоит на пороге серьезного удешевления космических стартов.
А что вы подразумеваете под стандартизацией в космической отрасли? На уровне одного завода или глобально – чтобы все производимые в мире ракеты были плюс-минус стандартны?
Например, если ракеты отправляются на одну и ту же орбиту с одним и тем же грузом, их можно делать одинаковыми. Не нужно анализировать каждый отдельный случай и создавать аппарат с уникальными характеристиками. Сейчас, например, каждый новый запуск – это новое инженерное решение. Но если на каждой ракете-носителе будет одинаковое количество спутников с одинаковыми параметрами, которые надо отправить на одну и ту же орбиту, то стоимость таких ракет значительно снизится.
А вот есть в космической индустрии какие-то проблемы, которым люди обычно уделяют недостаточно внимания?
Да нет, коммуникация в отрасли отличная.
Разве что те ребята, которые начинают работать в космической отрасли только сейчас, не понимают, насколько это сложная сфера. Например, сделать безопасным небольшой аппарат несложно, но когда речь заходит об огромном грузовике – то все не так просто. Они пока с этим не сталкивались, поэтому не представляют себе. Чем крупнее устройство, тем больше с ним может быть проблем. И об этом как-то не принято говорить.
Что вы думаете о космическом туризме?
Эпоха космического туризма приближается. Это произойдет немного медленнее, чем мы сейчас планируем, но тем не менее. Сам процесс близок к тому, что происходило с авиакомпаниями. Сначала они перевозили почту, а теперь постоянно перевозят огромное количество пассажиров. Я купил билет за 1500 долларов, чтобы перелететь через океан и попасть сюда. И скоро, думаю, то же самое произойдет и с космическим туризмом.
Вы бы полетели?
Если смогу позволить себе купить билет – то да. Я не думаю, что космический туризм станет доступным при моей жизни, но наверняка мои дети и внуки уже смогут путешествовать.
В сфере космоса уже есть какие-то законы, которые ее регулируют. Но они не готовы к вызовам времени. Например, как в случае с лицензией на полет и высадку на ЛУНе аппарата частной компании. Как вы думаете, не настала ли пора заняться законодательством в космической сфере вплотную?
Определенно, пора. Есть частные компании, которые хотят летать на Луну, добывать полезные ископаемые в космосе и исследовать астероиды. Они все обращаются к государству за разрешениями на такой вид деятельности. Но правительству сложно выдать такое разрешение, просто потому, что раньше никогда не приходилось этого делать и непонятно, какой должна быть процедура. Очень здорово, что люди хотят этим заниматься. Государству важно подготовить законодательную базу для того, чтобы они смогли продолжать, быть проактивным и заботиться о бизнесе, а не быть препятствием для него.
Что это могут быть за законы?
Например, координирование полетов, использование радиочастот, обеспечение безопасности, быстрая, простая и понятная процедура для получения лицензий на полет. Не за 12 месяцев, не за 6 – более оперативно. Двух месяцев достаточно, чтобы собрать всю информацию о полете, изучить и принять решение. Затягивать нельзя, время – это всегда деньги.
Украинские технологии
Вы работаете с украинскими технологиями или специалистами?
Мы обсуждаем возможность использовать некоторые украинские технологии. На моей предыдущей работе в Orbital ATK мне доводилось бывать на Южмаше несколько раз. Orbital ATK использовал украинскую топливную систему для «Антареса» (ракета-носитель – ред.). Также мы работали с украинским «Циклоном 4». Я видел много ваших технологий. Они очень высокого международного уровня.
Какие, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны у украинской космической отрасли?
Сильная сторона – это инженерные наработки. Вы способны производить те же вещи, что и США, только за меньшие деньги.
Слабая сторона – это то, что в США очень сложно уговорить людей пользоваться вашими технологиями. Просто потому, что о них мало знают, с ними не работали ранее.
У нас вообще мало кто хорошо знает Украину. Многие считают, что это просто какая-то большая часть Европы.
Второй момент – в космической индустрии все достаточно консервативны. Скорее предпочтут купить знакомый американский продукт, который уже летал в космос, чем возьмутся экспериментировать с чем-то новым. Космос – та сфера, где никто не хочет быть первым, все стоят друг за другом в очереди, чтобы быть вторыми. Поэтому, чтобы получать много заказов, надо в первый раз отправить свое устройство в космос, доказав его эффективность, после этого будет проще общаться с потенциальными заказчиками.
Украинцы на Южмаше и других космических предприятиях страны проделали огромную работу по созданию ракет и демонстрации технологий американским компаниям, но все равно впереди еще не меньше работы для достижения лучших позиций в мире с этими технологиями.
Компания Orbital ATK открыта для новых решений и ее впечатлили возможности, которые украинские инженеры заложили в топливную систему «Антареса». Я думаю, после этого и другие компании обратят внимание на ваши технологические возможности, которые не уступают решениям самых технологичных компаний мира и при этом стоят дешевле. И чем более рутинными станут проекты по созданию ракет, тем больше шансов для ваших продуктов расширить свое присутствие на рынке.
Можно ли говорить о том, что Украина делает достаточно для продвижения своих космических технологий на соответствующих рынках?
Да, но это очень долгий процесс. И нужно продолжать продвигать себя. В ряде случаев результаты такого продвижения будут заметны лет через пять.