Против руководства аутстаффинговой компании Ciklum, которая входит в топ-5 IT-компаний с офисами в Украине по количеству сотрудников, 30 июня было открыто уголовное дело по статье 212, часть 3 Уголовного кодекса Украины. Ciklum обвинялся в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Согласно материалам судебного дела, сумма неуплаченных налогов по итогам 2015 года составила 5 628 297 грн. В компании AIN.UA сообщили, что “нахождение ошибок при налоговых проверках – нормальная практика”. Компания уплатила доначисленную сумму и пеню после получения соответствующего уведомления.
Как выглядит ситуация, согласно информации из постановления суда
Обвиняемым по делу против Ciklum выступает гражданин Украины Назаров Алексей Сергеевич, который согласно государственному реестру юрлиц является директором ООО “Сиклум” с декабря 2010 года. Он, согласно законодательству, отвечает за ведение бухгалтерского учета компании и несет ответственность в случае подачи в фискальную службу недостоверной отчетности, как ее подписант. При этом, украинское юрлицо полностью принадлежит кипрской компании “Сиклум Холдинг Лимитед”, конечным бенефициаром которой является основатель Ciklum Торбен Майгаард.
В судебном постановлении Печерского суда говорится, что, зная о своей ответственности, Назаров “незаконно завысил валовые затраты предприятия, вследствие чего занизил налог на прибыль предприятия на общую сумму 5 628 207 грн, чем совершил умышленное уклонение от уплаты налогов”.
Согласно финансовому отчету за 2015 год, который Назаров подал в ГФС, за период с 1 января по 31 декабря прошлого года ООО “Сиклум” получил 20 139 400 грн прибыли и заплатил с нее 2 942 300 грн налога на прибыль. При этом общие доходы предприятия составили 2 058 371 900 грн, а общие затраты – 2 038 232 500 грн. В рамках проведенного расследования ГФС установило, что показатель затрат был завышен на 31 267 814 грн. Это привело к занижению налога на прибыль на 5 628 207 грн.
Такая разница, согласно пояснению в постановлении суда, возникла из-за того, что ООО “Сиклум” не отобразил доход компании от невозвращения возвратно-финансовой помощи от ООО “Посивна”, отобразил некоторые траты без соответствующего документального подтверждения, завысил административные затраты и увеличил сумму затрат от списания дебеторской задолженности по поставщику SP NSI Construction.
Согласно материалам дела, Назаров в подготовительном судебном заседании подтвердил, что не оспаривает обстоятельства совершения преступления, в котором подозревается. Он согласился с ходатайством прокурора об освобождения себя от уголовной ответственности, которое гособвинитель подал 11 июля в связи с возмещением государственных убытков.
Позиция компании
В ответ на запрос AIN.UA пресс-служба Ciklum предоставила следующий комментарий:
“21 июня 2016 ТОВ «Сиклум» получило акт налоговой проверки за 2015 год, по результатам которого компании была доначислена определенная сумма налогов. Нахождение ошибок при плановых налоговых проверках – это нормальная практика во всех цивилизованных странах и такое случается со многими крупными компаниями. Мы не оспаривали замечаний налоговой и оплатили необходимую сумму 30 июня и соответствующую пеню в июле 2016 года.
По законодательству Украины дело открывается автоматически, если сумма доначисленного налога превышает 5000 необлагаемых “прожиточных минимумов”. 02 августа 2016 года состоялся суд и дело было закрыто”.
Комментарии юриста
AIN.UA обратился за комментарием к Артему Афяну, управляющему партнеру адвокатского объединения Juscutum. Приводим его комментарий полностью:
«Из материалов по делу выводы особо не сделаешь. Поэтому, похоже, действительно имела место бухгалтерская ошибка в учете.
Материалы, информация о нарушениях были внесены в Единый реестр досудебных расследований 30.06.2016 г. Следователь, получив информацию о погашении долга и об оплате пени, подал ходатайство в суд для закрытия уголовного производства. Судья вынес соответствующее постановление. Здесь все нормально.
Единственный вопрос – зачем надо было открывать уголовное производство 30.06.2016 г., если на эту дату у предприятия не было налогового долга, поскольку не прошло 10 дней для оплаты согласованного денежного обязательства. Но это уже вопрос к бездумному выполнению неких инструкций нашими фискальными органами».