Привлечь венчурные инвестиции непросто. Кто-то говорит, что между стартапером и инвестором должна пробежать искра, совсем как в любви. Но чтобы высечь эту искру, нужно грамотно распорядиться каждой минутой разговора с инвестором. Партнер венчурной компании Powerplant Ventures Марк Рамполла назвал изданию Fortune 14 фраз, которые, может, и не влюбят в вас инвесторов, но точно не навредят делу.

Первое впечатление критично. Что вы говорите и как вы это говорите первые 10 минут нашей встречи, скорее всего, сыграет определяющую роль в том, будем ли мы вообще рассматривать вашу компанию как потенциального претендента на инвестиции. Но волшебных слов, которые стопроцентно заставят нас в вас вложиться, тоже не существует. Зато есть несколько фраз, которые помогут нам понравиться.

Сколько у вас есть времени и сколько вы готовы уделить нам?

Такое начало покажет нам, что вы внимательны, профессиональны и продемонстрирует ваше уважение.

Вот почему моя компания/продукт лично для меня так важен.

Мы задавали этот вопрос основателю инновационной компании по производству соков Juicero Дагу Эвансу, на что он ответил: “Если вы меня порежете, я буду истекать соком. Это все, что я знаю. Это все, что я когда-либо делал”. Мы заинтересованы в вас не менее сильно, чем в вашей бизнес-модели.

Мы много лет работаем вместе и всегда хотели создать такую компанию.

Команда опережает одиночек, а команда, которая хорошо сработалась, опережает все остальные команды.

Не знаю. Позвольте мне это выяснить и вернуться к вам позже.

Если вы не знаете ответа на вопрос, мы бы предпочли, чтобы вы честно в этом признались вместо того, чтобы выдумывать какие-то отговорки, которые унижают наш интеллект и нелестно отзываются о вашем.

Мы годами думали над этой проблемой. И вот, наконец, придумали решение.

Это свидетельствует о том, что вы провели исследование рынка и на основании глубоких выводов строите компанию. То есть ваш проект не из тех, которые обсуждают за пивом.

Нам кажется, наша стратегия правильная, но мы продолжаем тестировать, учиться и открыты к новой информации.

Мы все до сих пор учимся, и нам бы хотелось, чтобы вы были принципиально любопытны и готовы пробовать что-то новое.

Вот как наша команда выглядит сегодня, но мы знаем, что нам нужно усилить Х. Мы планируем как можно скорее нанять А, Б и В.

Это демонстрирует, что вы видите пробелы в команде и знаете, как их закрыть, когда получите инвестиции.

Мы много времени провели с нашими клиентами, чтобы понять, откуда они приходят.

Мы хотим видеть, что вы ставите себя на их место. Почему они не удовлетворены доступными опциями? Какую их проблему вы пытаетесь решить?

При ежемесячном доходе на уровне Х мы выйдем в точку безубыточности ориентировочно в течение 24 месяцев, но если это займет еще год, у нас останется Y денег. С бернрейтом на уровне Z, мы сможем работать еще год без дополнительных инвестиций.

Мы хотим видеть, что вы понимаете ваши реальные цифры, не нуждаетесь в их завышении и заранее планируете свои действия, если что-то пойдет не так.

В прошлом году с небольшой дополнительной дистрибуцией мы могли удвоить доходы. Мы знаем, что это несложно в малых масштабах, но хотим убедиться, что мы закладываем основу для длительного роста.

Если вы очень рады ранним результатам, мы понимаем, что ваши цели слишком маленькие.

Наши главные конкуренты А, Б и В. Они проделали отличную работу в X, Y и Z, но вот чем мы, по нашему мнению, от них отличаемся. Мы сконцентрированы на том, чтобы понять, правильно ли это и важно ли для потребителя.

Этим вы убиваете сразу трех зайцев: мы видим, что вы уважаете конкурентов, сделали домашнее задание и более чем уверены в себе.

Наша самая большая проблема – это…

Способность увидеть потенциальные проблемы – большое преимущество. Мы хотим услышать плохие новости сразу, чтобы иметь возможность исправить их как можно раньше. А плохие новости мы от вас в любом случае услышим.

Помимо капитала, вот что нам нужно от инвестора…

Идеального ответа на этот вопрос не существует, но он поможет нам понять, насколько мы подходим друг другу.

Мы понимаем, что вам нужно сделать возврат инвестиций, и думаем, у нас есть потенциал продаться А, Б или В. Но мы хотим построить великую компанию, которая может быть независимой. Я уверен, это дает нам варианты, если не подвернется правильный экзит.

Тактика сделать и продать работает для некоторых стартапов, но мы хотим знать, что вы создаете долгосрочную ценность.