В последнее время компании одного из величайших предпринимателей испытывают серьезные проблемы. Производитель электрокаров Tesla Motors постоянно не оправдывает прогнозов по производству и испытывает финансовые проблемы. В сентябре ракета SpaceX взорвалась на стартовой площадке, и расследование до сих пор не может найти причин. SolarCity, главный установщик солнечных панелей в США, столкнулся с неприятием сделки по слиянию с Tesla. Кажется, будущее компаний Илона Маска под угрозой. Биограф предпринимателя Эшли Вэнс, автор книги “Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее”, попытался разобраться и объяснить природу этих проблем. Редакция AIN.UA приводит полный перевод его статьи, вышедшей в журнале Bloomberg Businessweek.

Недавно Илон Маск вышел на сцену в Гвадалахаре, Мексика, ради выступления, которое от него ждали целую вечность. С немного странно выведенными усами, Маск сыграл свою лучшую роль стеснительного Тони Старка, сообщив толпе фанатов космоса, что да, у него есть план колонизации Марса. Аэрокосмическая компания Маска SpaceX отправит тысячи ракет и людей на красную планету, возможно, в течение десятилетия и всего за $10 млрд. Некоторые астронавты умрут в процессе эксперимента. Другие будут доживать свои дни в… честно говоря, Маск не был крайне конкретен в этой части.

Маск продолжает озадачивать планету Земля. Он на половину техномессия, посланный сюда из будущего, чтобы спасти человечество от самих себя, на половину шарлатан – скользкий бизнесмен, ведущий инвесторов по пути все новых сжигающих деньги ставок. Каждый раз, когда одна из его компаний стопорится, у Маска готов какой-то новый небывалый анонс: новый вид транспорта, космический интернет или марсианская колония – чтобы шокировать или сбить с толку.

Пытается ли Маск отвлечь нас от проблемных аспектов своих компаний, или сомневающиеся в нем люди просто близорукие не склонные к риску критиканы, стоящие на пути к фантастическому будущему?

В любом случае, у его компаний проблемы. Весной водитель автомобиля Tesla с включенным режимом автопилота разбился на смерть, спровоцировав судебно-медицинскую экспертизу технологии со стороны регуляторов и потребителей. На более базовом уровне автопроизводитель часто тщетно пытается выпускать машины в ожидаемом количестве. Предложенная сделка по поглощению SolarCity, бизнеса Маска по установке солнечных панелей, застопорилась после судебного иска акционеров. Ключевые инженеры Tesla вместе с двумя основными сотрудниками в области отношений с общественностью покинули компанию. SpaceX столкнулась с еще одним взрывом ракеты, который поставил будущее компании в шаткое положение. Вместо того, чтобы в такой момент затаиться, Маск, напротив, стал более заметным и пишет то в Twitter, то в блоге Tesla, воюя с критиками.

В Кремниевой долине Маска любят и идеализируют, но люди начинают задумываться, не слишком ли он много на себя взял. Если это так, то на кону в сценарии надвигающейся катастрофы у Маска никогда не было столь высоких ставок.

Tesla, SpaceX и SolarCity – больше не эксперименты. Tesla и SolarCity – публичные компании. SpaceX, тем временем, стала критичной компанией не только для космической программы США, но и для стран и компаний по всему миру, которые надеются доставить свои спутники на орбиту. Если компании предпринимателя рухнут, это не будет прихотью интернет-плейбоя, выбросившего миллионы по своей прихоти. Будут утеряны десятки тысяч рабочих мест, миллиарды капитала, а технологический прогресс зачахнет.

Уже были прецеденты того, когда Маску приходилось справляться с вероятностью созданного им же самим апокалипсиса. В 2008 году Tesla и SpaceX обе были на расстоянии нескольких дней от краха. На попытки выпустить первую машину Tesla Roadster и запустить ракеты SpaceX в космос он потратил почти все $200 млн, заработанные на продаже PayPal. Маску пришлось одалживать деньги у друзей, а родители его тогдашней подруги и будущей жены, Талулы Райли, предложили перезаложить их дом, чтобы удержать компании на плаву (он не воспользовался этим предложением). В то же время Маск проходил через очень публичный развод с первой женой Жюстин, выдерживая постоянные нападки медиа, которые некогда их восхваляли.

“Он выглядел как смерть во плоти, – вспоминает Райли в своей биографии Маска. – Я помню, как думала, что этому парню грозит инфаркт и смерть. Он выглядел человеком на грани”. В этот период Маск страдал от того, что можно воспринимать как ночные кошмары индустриалиста. “Он испытывал физическую боль. Он мог залезть во сне на меня и начать кричать”, – рассказывает Райли.

Маск сбежал из этих темных времен, как Гудини из смирительной рубашки. Пока остальные автопроизводители объявляли о банкротстве на фоне глобального экономического кризиса, он убедил инвесторов вложить в Tesla больше денег. Затем он убедил NASA дать SpaceX и ее шатким ракетам шанс. Спустя четыре года работы инженерного таланта, удачи и силы воли, Tesla и SpaceX нащупали твердую землю под ногами. В 2012 года Tesla представила седан Model S, который даже скептики из столицы автопрома Детройта признали возможно лучшей машиной всех времен. Корабль SpaceX состыковался с Международной космической станцией, а SolarCity вышла на биржу. Маск уже смотрел в пропасть, но затем смог сотворить то, что можно назвать величайшим предпринимательским чудом в истории.

SpaceX Dragon стыкуется с МКС. Фото: NASA

Именно через призму Tesla можно получить наиболее понятную картину аттракциона Musk Land. Слишком много лет компания пыталась отстроить свои производственные операции. Снова и снова Tesla опаздывала с выводом на рынок новых продуктов. Она постоянно не достигает прогнозируемых значений проданных машин из-за задержек производства, а ее машины стоимостью $100 000 все еще имеют глюки. Эти проблемы остаются, а Tesla пошла дальше с дорогостоящей батарейной фабрикой в Неваде, тщетно пытаясь найти способ выйти на прибыль. Сливающие акции Tesla на бирже обожглись во время ее волшебного возвращения в 2008 году и выпуска Model S, но теперь возвращаются с новой силой. Некоторые из них уверенно заявляют, что компания мчится в направлении пропасти.

Маск знает об этих проблемах слишком хорошо и, по крайней мере, флиртовал с идеей того, что он не сможет справится с ними в одиночку. Несколько лет назад Маск был близок к тому, чтобы привлечь Тони Фаделла, отца iPod и бывшего СЕО Nest, на роль CEO Tesla. “Илон и я много раз дискутировали на тему моего присоединения к Tesla”, – рассказывал мне Фаделл в 2014 году. Маск также общался с Тони Бейтсом, бывшим СЕО Skype, о его возможном участии (Бейтс не ответил на просьбу о комментарии). Тем не менее, Маск всегда неохотно уступал контроль над компанией и по сей день продолжает заниматься операционным управлением.

Когда его гложут сомнения, Маск ставит на себя.

Помимо финансовых и производственных проблем, Tesla испытывает наиболее жесткий PR-кризис со времен выхода Roadster. Компания была главным популяризатором технологии автопилота и получает огромную волну негативной прессы каждый раз, когда ее машина попадает в аварию. Маск отвечал на эти инциденты статистикой, которая оправдывает технологию, а не предавался искренним приступам эмпатии. Это отпугивает многих, которые не поддерживают алгоритмическое мировосприятие Кремниевой долины.

Ситуация выглядит лучше в SpaceX, но всего лишь незначительно. За последний год компания вышла на свой темп, запуская ракеты с феноменальной периодичностью. При этом она также сажала ракеты так часто, что люди начали воспринимать это как должное. Затем, в начале сентября, ракета SpaceX взорвалась на стартовой площадке, что стало вторым случаем гибели ракеты за последние 15 месяцев. Никто не погиб, но взрыв дал критикам SpaceX, для которых компания слишком передовая, множество пищи для обсуждений и испытал терпение даже самых лояльных клиентов. (Не бойтесь. Мы летим на Марс!)

Люди видят все это и уходят с множеством сомнений о том, можно ли понять Маска. Возможно, человек действительно потерял свой путь и Tesla, SolarCity и SpaceX закончат свое существование в качестве кейсов при изучении предпринимательского высокомерия.

Но как человек, который провел годы, изучая Маска, я нахожу такое будущее маловероятным. Цинизм, который окружает его, как по мне, находится где-то между депрессией и невежеством.

Только с точки зрения технологий компании Маска уже повлияли на мир в долгосрочной перспективе. Тот факт, что электрокар стал реальностью, является большой заслугой Tesla, которая продавала десятки тысяч дорогих машин, создавая давление на BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen и других. Программное обеспечение Tesla сделало автомобильную индустрию снова интересной. Все автопроизводители были вынуждены модернизировать ПО внутри своих машин и ускорять программы по беспилотным авто.

Несмотря на то, что SpaceX получает меньше внимания, она может стать главным достижением Маска. Вам будет сложно найти более патриотическую сказку, чем историю южно-африканского эмигранта, вкладывающего собственные деньги, чтобы вдохнуть новую жизнь в аэрокосмическую отрасль США.

До SpaceX для человека считалось ненормальным пытаться конкурировать с целыми государствами, у которых за плечами десятилетия опыта и миллиардные бюджеты. Теперь появились несколько космических компаний, пытающихся перебить цену SpaceX. С падением цены на выход в космос десятки стартапов начали работать над новыми видами спутников, которые обещают изменить технологии в сферах от медицины до картографирования.

С развитием машин, энергетики и исследований космоса Маск открыл новую индустриальную эпоху. Мир машин и инфраструктуры вдруг стал продвигаться быстрыми скачками. Мысль, что Маск сыграл ключевую роль в изменении мира, уже не кажется преувеличением.

То, что мы об этом забываем, является проклятием, которое создал сам Маск. Каждый раз, когда его компании обретают стабильную почву под ногами, Маск ставит перед ними новые вызовы и обещания, стирая в памяти прошлые достижения. Кажется, он стал зависимым от постановки все новых более сложных целей.

Уолл-стрит и случайные зрители часто находят такой подход Маска ужасным и это имеет смысл. Они хотят видеть стабильную прибыль в расчете на одну акцию и откровенные разговоры, в то время как он находится в изобретательской фуге и больше озабочен попытками спасти человечество от забвения. Маск живет так, как мало кто из нас выбрал бы, и имеет такую предрасположенность к риску, которая доводит многих до безумия. Это именно потому, что Маск управляет своими компаниями на грани возможного, что и позволило ему столького достичь.