По данным украинского Google, сейчас каждый третий пользователь в Украине имеет смартфон. Этот рынок за последние три года увеличился более чем в 2,5 раза. “Пожалуй, трудно найти в Украине еще одну отрасль, которая бы развивалась такими темпами. Несмотря на все кризисы, девальвации и обвалы экономики”, – отметил на конференции eCommerce аналитик украинского Google по работе с крупными клиентами Андрей Радевич. В своем докладе он рассказал о том, что такое mCommerce и почему это The Next Big Thing для украинского сегмента электронной коммерции.
В 2015 году Google отпраздновала событие, которое ознаменовало переход в новую эру технологий: во всем мире с мобильных устройств стало приходить больше запросов, чем с компьютеров. И Украина постепенно догоняет развитые страны.
Есть три самые важные цифры, которые иллюстрируют потенциал рынка мобильной коммерции в Украине:
Мы уверены, что эти цифры будут расти благодаря росту покупательской способности, дальнейшему удешевлению смартфонов, распространению 3G.
Посмотрим на рекламный рынок. По данным ВРУ, в 2015 году половина денег уходила в телевизионную индустрию, четверть уходила в офлайн (пресса, радио, аутдор) и еще четверть – в онлайн. А теперь посмотрим на то, как молодежь, по данным GFK, проводит свое время:
Только четверть своего времени молодые украинцы проводят перед телевизором, порядка 40% – за компьютером, и уже 35% времени молодежь в Украине проводит на мобильном экране (это не голосовое управление, то есть когда мы смотрим в телефон, а не разговариваем по нему).
Сегодня рекламодатели вкладывают в мобильную рекламу не больше 2% бюджетов. Как изменится этот медиамикс в будущем – дело техники.
Если посмотреть на поисковые запросы в украинском Google, видно, что компьютеры и ноутбуки – это стабильный рынок. Количество запросов тут меняется только в зависимости от сезонности. А запросы с мобильного растут очень быстро. Глядя на график, можно предположить, что через год-полтора количество запросов с мобильных устройств в Украине уже превысит количество запросов с компьютеров.
Рынок mCommerce в Украине развивается очень быстро, и вы на нем можете стать первыми. Это как на цыганской свадьбе – первый стол красивее всех оделся.
Смартфоны – это не просто еще один медиа-ресурс. Это не просто еще один экран. Смартфоны меняют бизнес-модель с одной стороны, и поведение пользователей с другой. Более 60% пользователей смартфонов готовы мгновенно действовать, потому что им не нужно включать компьютер, загружать браузер, искать сайт – смартфон всегда работает и он под рукой. При этом почти 80% людей готовы уйти с сайта, если он не оптимизирован под мобильные устройства.
Но самое интересное не это. Все знают, что онлайн-коммерция отличается от традиционного “кирпичного ритейла” тем, что люди не склонны совершать импульсивные покупки. Когда мы приходим в магазин, мы часто покупаем совсем не то, за чем пришли, а в онлайне наоборот – очень рационально подходим к шоппингу. Мы сравниваем товары, цены, очень взвешено подходим к покупке. Но на мобильных устройствах мы гораздо в большей степени готовы к спонтанным покупкам.
Почему нужно заниматься mCommerce
Люди часто говорят, что не видят смысла развивать mCommerce, потому что в Google Analytics у них на мобильные конверсии приходится всего 2-3%. В Украине очень немного бизнесов, которые имеют достаточно большую долю мобильной конверсии. Так зачем в это инвестировать?
Мобильные становятся основным компьютером.
Если раньше мы считали, что ноутбук, компьютер – устройство, которое находится у вас на столе – это ваше основное устройство, то сейчас основным компьютером у пользователя становится смартфон. Это устройство, которое всегда находится у него под рукой, между тем как компьютеры и ноутбуки переходят в нишу В2В.
Давайте посмотрим, как пользователи проводят время и тратят деньги на сайтах американских ритейлеров.
Почему на мобильных экранах они проводят больше времени, но денег тратят намного меньше? Потому, что бизнес еще не успел адаптироваться к мобильным устройствам.
Если посмотреть на общую картину ритейла в США, видно, что еCommerce уверенно отвоевывает рынок у традиционной торговли. Доля eCommerce растет.
Эта тенденция характерна не только для американского рынка, но и по всему миру – в том числе и в Украине. Но мы также видим, что внутри еCommerce растет также mCommerce. И для успешной торговли нужно эту возможность использовать.
Как работать в mCommerce
Чтобы оседлать волну мобильной коммерции, нужно сделать три вещи:
- Адаптировать рекламную коммуникацию на мобильное окружение. Стратегия поиска микро-моментов.
- Разрабатывать дизайн и контент магазина по принципу Mobile First.
- Оптимизировать UX под мобильные платформы, особенно на этапе подтверждения заказа и оплаты.
Мобильные пользователи – это ваши первые и основные пользователи. Это не какая-то дополнительная платформа, которая может быть вторична. Это не нишевые устройства. Поэтому когда вы запускаете новый контент, делайте его по принципу Mobile First – все должно идеально работать на мобильном.
Чтобы проверить, насколько хорошо у вас все это работает, просто попросите своих друзей зайти на сайт вашего магазина с их смартфонов, и вы услышите много интересного.
Что такое микро-моменты пользователя?
Никакой другой медиа-носитель никогда не давал нам возможность получить двухстороннюю связь в какие-то интересные или важные моменты жизни. Поэтому мобильные устройства меняют контекст и в целом стратегию работы бизнеса со своим потребителем.
Давайте посмотрим на самые интересные микро-моменты, с которыми пользователи чаще всего сталкиваются каждый день. Во-первых, я хочу знать – две трети запросов в Google начинаются со слов “Что”, “Где”, “Когда” и так далее. И сейчас эти запросы приходят с мобильного. На втором месте я хочу попасть – 90% запросов про время работы кафе и магазинов, стоянок и чего угодно уже сейчас поступают с мобильных устройств. Я хочу сделать – у меня недавно был случай, когда мне нужно было понять, как пользоваться новой стиральной машиной. Я не стал искать руководство пользователя, я зашел в YouTube со смартфона и посмотрел готовый How-To ролик.
Как адаптировать свой сайт для мобильных устройств
Формат. Адаптируя сообщения под мобильные устройства, помните о том, что форматы на десктопе и мобильном разные. Огромные всплывающие картинки, как на компьютере – это не тот формат, который привлечет мобильного пользователя.
Оптимизация. Сайт или приложение должны быть оптимизированы. Путь к конверсии должен быть максимально простой, вы должны использовать как можно меньше форм, как можно меньше вопросов к пользователям на мобильных устройствах.
Скорость. На мобильных устройствах она играет гораздо большую роль, чем она играла на десктопе. Каждая секунда задержки по нашим данным приводит к 7% потерянных конверсий, 11% меньше просмотров и, что самое страшное, 16% потери лояльности клиентов.
Как проверить, не теряете ли вы клиентов уже сейчас? У Google есть сервис Test my site, на котором вы можете бесплатно протестировать скорость, с которой работает ваш сайт или страница на десктопе и на мобильном. В результате вы получите четкие цифры по ряду метрик.
Что важнее, приложение или мобильная версия? И то, и другое. Если у вас есть и мобильный сайт, и мобильное приложение – вы правильно ответили на вопрос, что такое mCommerce. Потому что они решают разные задачи. Сайт – это охватная стратегия. В то же время приложение – это своеобразная программа лояльности для постоянных клиентов.
Итоги: что нужно знать про mCommerce в 2016 году
- Онлайн-аудитория мигрирует с десктопа на мобильные устройства. Это уже не ниша, это устройство, за которым будущее.
- Пользователи уже готовы к тому, чтобы покупать с мобильного. Аудитория уже там. Глаза и сердца там. Осталось завоевать кошельки.
- mCommerce – это The Next Big Thing в отрасли ритейла. В развитых странах уже 25% торговли приходится на мобильные устройства. И этот тренд добирается до Украины.
- Низкая конверсия – не угроза, а возможность развития бизнеса в интернете.
- Поведение мобильных пользователей существенно отличается от поведения на десктопе, поэтому необходимо адаптировать бизнес-решения под новую аудиторию.