Найти хорошего учителя непросто. Эту проблему попыталась решить команда “Буки” – маркетплейса для поиска репетиторов, где пользователь может найти себе преподавателя по заданным параметрам. Основатель и CEO проекта Вадим Синжерецкий сам занимался репетиторством и решил попробовать заработать на своем знании рынка. Предлагаем вам историю стартапа «Буки».
Как появилась идея проекта
Это, собственно, тот случай, когда одна идея приходит в голову сразу нескольким незнакомым людям практически одновременно. Занимаясь репетиторством уже больше года, после окончания летней сессии, я прогуливался по парку с подругой (она тоже была индивидуальным преподавателем) – мы дискутировали на разные темы, в том числе и по поводу наших учеников. В ходе разговора я задумался о том, что могу создать ресурс для репетиторов и получать определенною комиссию за поиск учеников, а не платить ее самому (тогда я уже знал о похожих порталах).
Вот с такой примитивной версией идеи я пришел домой и стал делать какое-то ТЗ (тогда я даже не знал, что это так называется). В ближайшие дни оно было разослано моим знакомым программистам, и я получил комментарии, ориентировочные цены, которые тогда мне ни о чем не говорили.
Среди прочих, я получил письмо в одной из социальных сетей от Андрея Демчишина о том, что у них есть похожая идея и некоторые наработки — и предложение встретиться. На встрече познакомился еще с Александром Ярусевичем и Валентином Бовчалюком.
Мы вкратце обменялись идеями и видением, они рассказали о своих наработках (небольшое community репетиторов в университете Шевченко и YouTube-канал с видео по подготовке к ВНО) и предложили вариант будущей совместной работы. Поскольку наши видения проблемы и идеи совпадали, я решил принять предложение. Следующая встреча состоялась в сентябре 2013, с этого момента мы начали работать вместе.
Начало работы и формирование команды
Начало работы над проектом было больше похоже на броуновское движение, нежели на функционирование компании. Мы пробовали очень много маркетинговых инструментов и направлений, параллельно притираясь друг к другу. Не было четкой стратегии и алгоритма движения. Спустя пару месяцев мы стали понимать, что для нас самыми эффективными инструментами получения клиентов является оптимизация сайта под поисковую выдачу (SEO) и контекстная реклама, так как средние чеки не очень большие (в районе $7), и, соответственно, для нормального дохода нужны большие объемы заказов (порядка десятков тысяч). И в этот момент обнаружилась ошибка №1 – наш сайт функционально был совсем не готов к SEO. Множество нужных внутренних функций ресурса под поисковою оптимизацию просто не предусмотрены. Отсутствовала правильная структура сайта, автоматически в индекс попадали тысячи дублей страниц, которые можно было удалить только вручную, плохо формировались автоматические URL, title, description, h1, 22 и т.д.
Совет №1: Если ваш будущий проект во многом зависит от поисковой выдачи (интернет-магазин, marketplace или что-то подобное), то обязательно продумайте все аспекты его оптимизации под поисковые машины заранее и включите их в ТЗ для программистов. На начальном этапе для этого пройдитесь по SEO check-list, который найдете в интернете по одноименному запросу.
Осознав эту глобальную ошибку, и понимая, что для большого объема заказов нам нужно работать по всей Украине, мы решили начать разработку нового ресурса. В январе 2014 мы обсудили все детали и поставили задачу с соответствующим ТЗ для программистов. Сроки приема работы были оговорены как конец марта-начало апреля. Но был один маленький момент – программисты, которые работали с нами, были не в команде, а на аутсорсинге (ошибка №2). Причем это была компания, которая уже имела хорошие заявки, репутацию и доходы от заграничных заказов, а за наш заказ был для них не в первом приоритете. И, как результат, мы получили фантастическое отставание по строкам.
Совет №2: Если ваш будущий продукт либо услуга во многом зависит от какой-то функции, которою исполняет некий человек, то этого человека обязательно нужно иметь в штате, а не делегировать эту функцию на аутсорс.
В это же время, параллельно разработке, случилось несколько перемен в команде. Андрей Демчишин, который в основном занимался маркетингом, организацией событий, встреч и съемкой видео для канала, защитил кандидатскую диссертацию по физике и вместе с женой решил уехать в США. Эту новость он нам сообщил в конце мая, сразу после защиты.
В июне 2014, когда сайт еще был в разработке, мы начали писать алгоритм работы на будущий год, что оказалось очень правильным решением. Это был обычный файл в Google Docs, в котором мы расписали по разным направлениям (SEO, SMM, разработка ресурса, привлечение репетиторов и так далее) список действий, ответственных, ориентировочные даты окончания и самое главное – количественные параметры оценки. В итоге мы выполнили этот годовой план за 5 месяцев.
Совет №3: Когда только начинаете проект, и уровень знаний, опыта в проектном менеджменте приближается к нулю, то используйте написания такого алгоритма роботы. В любом текстовом редакторе: задания – кто ответственен – дата решения – количественный параметр оценки.
Основная работа над проектом и будущий рост
11 августа 2014 – дата, которую мы считаем днем рождения компании, поскольку именно тогда, на наш новый и теперь уже всеукраинский ресурс, зашли первые пользователи. В тот момент, можно сказать, и начался период активной роботы. Он стал одним из самых трудных, поскольку репетиторов практически не было, клиентов тоже и ресурс был еще очень «сырым».
Основной задачей было набрать пул репетиторов, поскольку без них мы не могли включать контекстную рекламу и продвижение под поисковую выдачу тоже существенно усложнялось, поскольку большинство страниц без репетиторов были пустыми. В работу пошли все методы, которые интуитивно приходили в голову: мы писали репетиторам в социальных сетях, общались с ними лично на семинарах, делали публикации на ресурсах по поиску работы, приглашали своих знакомых, которые преподавали, расклеивали объявления и постеры по университетах. Среди этих методов были более эффективные и менее, но в сумме за 2 года работы они дали нам базу с более 7000 репетиторов.
С ростом количества репетиторов и нашей активной работой с внутренней оптимизацией под поисковую выдачу мы стали стремительно расти. За первый год, увеличив число заказов с 10-15 в месяц до 1200 (сентябрь 2015), мы зарекомендовали себя как достаточно крупный игрок на рынке.
Но с большой скоростью роста приходят и относительно большие проблемы – мы просто физически не успевали набирать персонал в call-center и обучать его, отвечать на звонки, обрабатывать заявки и письма. Как следствие – эффективность компании в тот момент желала лучшего. Были некоторые проблемы и с технической частью проекта из-за задержек в работе программистов.
Чтобы вы понимали масштаб: между количеством идей, которые были оформлены в ТЗ и готовы для внедрения, и реальной работой программистов была пропасть 6-8 месяцев.
Первой проблемой, которую мы начали решать, стала работа над общей эффективностью в обработке заявок. Для этого в последующий год было сделано очень много:
- Сформулировали четкие количественные параметры оценки работы менеджеров, в которых королем был их «коэффициент эффективности» и относительно которого рассчитывался % их дохода от принесенной выручки;
- Просмотрели более 1000 резюме и провели более 200 собеседований, чтобы выбрать A players;
- Нашли хорошего старшего администратора, который построил эффективную систему;
- Автоматизировали процессы обработки заявок, тем самым увеличив количество обрабатываемых в месяц заявок одним менеджером с 200 до 500 (сейчас работаем над тем, чтобы увеличить количество до 700).
В целом, работа с командой администраторов за год дала прирост эффективности обрабатывания заявок в 1,5-2 раза. Расходы на менеджеров удалось уменьшить с 50% до 26% (в планах до 15-20%), при этом зарплата администратора возросла в среднем в 2 раза.
Параллельно Саша Ярусевич работал с SEO и другими инструментами онлайн и офлайн-маркетинга. Мы писали статьи, расширяли семантическое ядро, получали естественные ссылки путем упоминания нас в различных статьях. Были проведены также некоторые технические работы по оптимизации, что в сумме дало прирост заявок с 1200 в месяц до 3000, и, вместе с увеличением эффективности, почти пятикратное увеличение дохода.
Динамику роста во втором году работы удалось поддержать во многом из-за кардинальных изменений в технической части проекта, которые проделал наш CTO Валентин Бовчалюк. По его приезду из Франции (январь 2016), где он получал PhD по физике, мы полностью отказались от услуг на аутсорсинге и нашли себе в команду двух высококлассных программистов на полный день.
После введения в курс дела, правильного и быстрого менеджмента, эффективность и скорость исполнения ТЗ возросла в разы, а возможно и в десятки. Теперь все «баги», задачи по SEO, задачи по маркетингу или аналитике, которые требовали вмешательства программистов, решались практически мгновенно.
В то же время мы начали задумываться над масштабированием проекта и его развитием на других рынках. Идея быстро переросла в задачу, и мы начали прощупывать почву, анализируя несколько рынков, чтобы понять, где достаточно низкий порог входа и при этом средний чек и объем рынка больше, чем в Украине. В результате анализа и обсуждений остановились на нескольких вариантах, разбили их по временному приоритету и решили начать с Польши. Побывали там на конференции Info Share 2016, где пообщались с поляками на тему надобности такого ресурса им. Также на конференции встретили друзей CEO и основателя нашего основного конкурента в Польше, с которым удалось потом пообщаться в Skype. Перед запуском ресурса было сделано ряд технических изменений и детальный анализ рынка, который мы делали вместе с стажером-маркетологом с Польши с дальнейшим формированием финансового плана на 3 года. Сейчас непосредственно занимаемся активным привлечением репетиторов в Польше – за месяц мы получили более 100 преподавателей.
В планах на будущий год – выход еще на несколько рыков (если удастся привлечь нужные ;100 000 инвестиций – то на 5-6 рынков, а если нет, то 3-4); рост в Украине в 2-3 раза и рост в Польше до второго места на рынке.
Автор: Вадим Синжерецкий, CEO и сооснователь «Буки»