Ассоциация предприятий информационных технологий (АПИТУ) выступила с инициативой снизить порог беспошлинного ввоза товаров в Украину со 150 до 22 евро. Предложение получило неоднозначную общественную оценку и стало поводом для жарких дискуссий в украинском сегменте Facebook. Редакция AIN.UA решила разобраться в том, что из себя представляет идея АПИТУ и как ее восприняли потребители и ритейлеры.
В чем суть инициативы
3 ноября АПИТУ отправила министру финансов Украины письмо, в котором заявила, что государственный бюджет ежегодно недополучает 3,6 млрд грн на ввозе “товарів IT та споживчої електроніки”. В пояснительной записке эта сумма увеличилась до 4,7 млрд грн. В целом, по мнению АПИТУ, из-за нарушений таможенных правил при импорте казна Украины недополучает 20-150 млрд грн.
Главной проблемой, по мнению организации, является массовое “використання недобросовісними підприємцями схеми роздрібнення товарних партій на частини вартістю до €150 та пересилання їх міжнародними поштовими та експрес-відправленнями з метою безмитного ввезення на територію України на підставі ч. 6 ст. 374 Митного кодексу України. Такі товари в подальшому консолідуються в товарні партії та розповсюджуються через торгові мережі”.
Чтобы решить эту проблему, ассоциация предлагает снизить необлагаемую налогом стоимость пересылаемого товара со 150 до 22 евро.
Данная инициатива вызвала жаркую дискуссию в украинском инфополе. В полемику включились представители интернет-бизнеса, крупные ритейлеры, блогеры и обычные потребители. Масла в огонь подлил и тот факт, что идею АПИТУ поддержал глава Государственной фискальной служба (ГФС) Роман Насиров, который ранее назвал всех владельцев iPhone 7 преступниками.
Как идею восприняли
Экс-руководитель AIN.UA Артур Оруджалиев призвал бойкотировать компании, состоящие в АПИТУ. За основу было взято письмо министру финансов, где указаны 47 действительных и 28 ассоциированных членов организации. Из списка бойкотируемых Артур предложил убрать компании, которые публично отказались от поддержки инциативы АПИТУ, как это, например, сделала «Canon Украина».
К более активным действиям призывает перейти СЕО TemplateMonster – Давид Браун. Бизнесмен предложил взять на себя организацию акции бойкота, а также призвал пользователей Facebook подписывать петиции к правительству о пересмотре беспошлинной суммы.
Президент GrowthUP Group Денис Довгополый предложил на примере канадской таможни посчитать возможные потери украинской экономики от законодательного одобрения инициативы АПИТУ.
Много вопросов идея вызвала у генерального директора Nova Poshta International Юрия Беневитского.
В официальном комментарии для AIN.UA пресс-служба “Новой Почты” также сообщила, что компания не поддерживает инициативу по снижению порога беспошлинного импорта, так как это противоречит интересам потребителей. Принятие закона, по мнению “Новой Почты”, не только повысит цены для конечного покупателя, но и добавит ему проблем с формальностями в вопросах НДС. Те же, кто привык избегать уплаты налогов и таможенных платежей, будут продолжать действовать в том же духе.
Не в поддержку АПИТУ высказался и еще один представитель логистического бизнеса – Meest Group. В комментарии для AIN.UA президент компании Ростислав Кисиль сказал, что непонятно почему узкопрофильная ассоциация лоббирует законопроект, который ограничит право граждан Украины на покупку товаров в интернет-магазинах.
По словам Ростислава этот вопрос уже поднимался на обсуждении Громадськой рады при ДФС Украины, но не получил поддержки о чем свидетельствует соответствующий протокол заседания.
Президент Meest Group также считает, что утверждение о том, что нововведение решит проблему теневых потоков и увеличит поступления в казну страны – поверхностны и безосновательны. Напротив – увеличение цен в интернет-магазинах может привести к уменьшению количества заказов. Это в свою очередь повлияет на рынок почтово-логистических отправлений и уменьшит поступления в бюджет.
СЕО Rozetka.ua Владислав Чечеткин видит в предложении АПИТУ сговор “хитрых поставщиков, для того, чтобы заработать больше за счет уничтожения конкуренции и поднятия цен до небес в одной отдельно взятой стране.”
Группа компаний EVO.company считает, что сперва нужно создать прозрачный и понятный механизм администрирования трансграничной торговли и перекрытия “серых” схем на таможне. “До этого снижать стоимость необлагаемых налогом покупок не имеет смысла. Сейчас же этот маневр неблагоприятно скажется на рынке электронной коммерции Украины в целом. Выиграют от этого только те игроки рынка, которые ввозят крупные партии товара по «серым» схемам. Проиграет только конечный потребитель”, – пояснили AIN.UA в компании.
Дал свою оценку ситуации и Дмитрий Покотило – управляющий партнер интернет-магазина F.ua.
“Шум вокруг ситуации по большому счету подняли компании, которые зарабатывают на трансграничной торговле, так как инициатива АПИТУ отбирает у них кусок пирога. Люди в сети легко это подхватили, потому что не хотят платить больше с точки зрения потребителя.
Лично я к ситуации отношусь нейтрально, так как мне тяжело оценить, насколько это выгодно нашей компании. Например, китайские интернет-магазины являются нашими конкурентами и забирают у нас небольшой процент аудитории. В то же время, их ассортимент мало пересекается с нашим, и они очень много делают для популяризации покупок в сети и приучению к ним покупателей.
Еще один неоднозначный для F.ua момент – мы сами готовимся построить часть бизнеса на трансграничных продажах, и этот закон, в случае принятия, не даст нам это сделать”.
Дмитрий Латанский, СЕО Repka.ua, подчеркнул, что при всех особенностях проекта АПИТУ в нем есть и положительная сторона – он ставит в более равные условия украинских и иностранных продавцов.
Ранее AIN.UA узнал у украинских ритейлеров их впечатления про итоги «Черной Пятницы-2016».