Причудливые движущиеся 3D-механизмы украинской команды Ugears, где внутри видна каждая шестеренка, в конце 2015 года заворожили пользователей Kickstarter, собрав всемеро больше нужной суммы. За несколько лет проект вырос с одного идеолога, который паковал Ugears на кухне со строительным феном, до компании с собственным производственным цехом и зарубежными клиентами. Украинские 3D-паззлы вошли в моду, их копируют, покупают известные бренды.
Дизайнер Денис Охрименко, который придумал Ugears, осенью прошлого года ушел из проекта из-за разногласий с инвестором. Сейчас Денис работает сразу над двумя новыми проектами: паззлами из металла Time 4 Machine и детскими кубиками Pagl. Среди инвесторов первого проекта – Ник Белогорский. Второй проект поддержало руководство Житомирского картонного комбината. Редакция расспросила Дениса, почему он покинул свой первый проект и чем занимается сейчас.
Почему ушел из Ugears
Стартап под названием Ukrainian Gears запустился еще в июне 2014 года. Изначально идей для бизнес-проектов у Дениса было много, и деревянные паззлы даже не были в числе основных (более полную историю проекта можно прочесть в нашем репортаже). На Startup.ua он презентовал коробку-конструктор с продуктами, но идея инвесторам не понравилась, зато понравился вспомогательный проект – 3D-паззлы. Первые инвестиции Ukrainian Gears привлек от Геннадия Шестака, директора издательства «Эгмонт Украина», который вошел в сооснователи проекта.
Почему в дальнейшем пути стартапера и инвестора разошлись? На этот вопрос есть две версии ответа.
По версии Дениса, проблемы в общении с инвестором начались сразу же после успешного выхода на Kickstarter. Но они лежали не в юридической, а в моральной плоскости. “Еще за два дня до конца кампании я начал получать от инвестора странные письма и наезды. Мы разрулили ту ситуацию, но потом пошло еще больше денег, заказчиков, и отношение ко мне еще ухудшилось”, – говорит он. По его словам, все решения, включая финансовые, инвестор принял на себя.
“Я понял, что не могу повлиять даже на вопрос будущих моделей. Инвестор не хотел вкладывать деньги в некоторые вещи, которые я считал полезными для бизнеса, к примеру – калибровочный станок для фанеры. – говорит Денис. – Если инвестор решил, что он стартапер и он ведет компанию – это ОК, так бывает. Но я не буду инвестировать время и идеи в стартап, где отношение к более слабым партнерам меняется “в зависимости от погоды”. Потеплело в плане денег и отношение ухудшилось”.
Денис с лета прошлого года не участвует в делах компании, хоть и продолжает оставаться совладельцем. По его словам, доля в проекте принесла ему очень небольшие деньги, сопоставимые с премиями для наемных сотрудников, и новые проекты он начинает с нуля и с новыми инвесторами. Прощаться с Ugears, по словам Дениса, было тяжело, но сейчас он не интересуется делами компании. “Проект Ugears реализован, и это хорошо… Сам я больше не хочу получить ни копейки с этого проекта”, – говорит он.
Версия инвестора отличается. По словам Геннадия Шестака, для него эта инвестиция была smart money и Ugears не был проектом одного человека: команда из трех сооснователей развивала проект практически с нуля (имя соучредителя не раскрывают), все решения принимались коллегиально, давления на Дениса никто не оказывал. Операционной деятельностью занимался сам Геннадий, финансами – третий партнер, Денис отвечал за отдел дизайна и имидж компании в СМИ, став “лицом Ugears”.
По словам инвестора, конфликта как такового не было. “Когда в одном из интервью он начал говорить о том, что инвесторы “отжали у него бизнес”, все были очень удивлены. Предпосылок этому никаких не было, никто его прав не ущемлял”, – говорит инвестор. По его словам, после интервью сооснователи решили, что больше не смогут работать вместе, Денис написал заявление об уходе, получив положенные компенсации.
“Сейчас он работает над тем же Ugears, только в металле. Кстати, эту идею мы в Ugears обсуждали еще весной, но претензий предъявлять ему не будем, не видим в этом никакого смысла, места на рынке хватит всем”, – говорит Шестак.
Новые проекты
Переход от Ugears к новым проектам дался Денису непросто: “Были моменты, когда сидишь у себя дома, в хрущевке, проектируешь механизм, не получается, и думаешь: “Я лузер”. И переубеждаешь себя, что создаешь международную компанию. Нужно просто пройти момент отчаяния и неверия, чтобы начало получаться”.
За полгода Денису удалось придумать и запустить сразу два новых стартапа – Time 4 Machine и Pagl. Оба были представлены на недавней выставке игрушек Spielwarenmesse в Нюрнберге.
Как рассказывает Денис, идея делать механизмы из металла пришла ему во сне. “Мне приснился сон “про золотой батон”: нарезной батон с дольками из разных металлов. И утром, пока готовил кофе, меня осенило: ведь 3D-паззлы можно делать из металла”, – говорит он. Так зародился проект Time 4 Machine. По поводу схожести механизмов с паззлами Ugears Денис говорит, что ему сложно отойти от собственного дизайнерского стиля.
У проекта уже есть инвесторы – Александр Тулько из USPCapital и Ник Белогорский. Денис рассказывает, что захотел привлечь Ника как инвестора после его интервью AIN.UA. Ник приезжал на день в Харьков, с очень жестким расписанием, и у Дениса было ровно полчаса, чтобы “продать проект”. Сейчас инвесторы выдали проекту небольшой seed-раунд, но, по словам основателя, Time 4 Machine нужны еще как минимум $200 000 инвестиций – закупить оборудование. Поэтому весной планируется выход на Kickstarter.
Кубики Pagl – это игрушки из бумажной массы (первичной целлюлозы), которые можно использовать как конструктор. Инвесторы этого проекта – Игорь Лиски, “Эффективные инвестиции” и Сергей Рудковский, замглавы Житомирского картонного комбината (ЖКК входит в группу компаний “Эффективные инвестиции”).
Эти кубики могут вкладываться один в другой, храниться в пачках по 126 штук. Их просто утилизировать, а в будущем планируется собирать их на переработку. Денис называет этот проект революционным в том плане, что это новая модель использования игрушек: дешевые кубики, которыми можно поиграть пару недель, а когда надоест – сдать на переработку.
Оба проекта развивались чуть ли не в паническом темпе: команда хотела успеть до январской выставки. Результаты выставки в Нюрнберге Денис оценивает очень позитивно. “Подходили многие представители крупного ритейла, было ощущение, что на нашей аллее компаний-новичков только наш стенд и работает. Правда, я думал, все будут о кубиках говорить “похожи на лего LEGO”, а их сравнивали с яичными лотками”, – смеется предприниматель.
Этот проект тоже хотят выводить на Kickstarter, чтобы развиваться, ему нужно от $200 000 до $400 000. Первые продажи Денис планирует запустить до осени этого года. Металлические паззлы будут продаваться ориентировочно по $20-30 за модель, набор кубиков из 160 штук – по $30. Основные рынки для игрушек – США и Европа.