Первый автомобиль Tesla – Roadster – сошел с конвейера в 2008 году, а ставшая массовой Model S – в 2012. Первую из них официально завезли в Украину в 2013 году. С тех пор по дорогам страны, согласно данным на начало 2016 года, ездит 42 электромобиля компании Илона Маска. Редакция AIN.UA поговорила с несколькими владельцами электрокаров об их опыте использования авто в украинских реалиях.

Первая официальная в Украине Tesla досталась ресторатору Дмитрию Борисову. Это была модель S 60, которая стоила около 100 000 евро, включая уплату таможенных сборов. «Почему решил купить? Потому что давно мечтал и следил за компанией. Даже хотел купить первую модель – Tesla Roadster, но не сделал этого, потому что у нее был недостаточный запаса хода», – рассказывает ресторатор.

При выборе автомобиля он руководствовался объективными критериями, а не желанием поддержать экологию или другими косвенными причинами. Для Борисова, долгое время ездившего на мотоцикле, были важны скоростные характеристики (до 100 км/ч Model S 60 разгонялась за 5,5 с), новаторство производителя и вместительность. «По всем этим характеристиками Tesla Model S – идеальный автомобиль. К тому же, он самый дешевый в своей категории спортивного седана. В этом классе, по сопоставимым характеристикам, можно найти Porsche Panamera Turbo S стоимостью 250 000 евро или Mercedes SLS, Audi S7. Они в разы дороже Model S», – утверждает ресторатор.

После первой S 60 он заказал себе еще одну Model S P85. В ближайшее время его автопарк должен пополниться Model X. За все время Борисов наездил на Tesla порядка 150 000 км.

Tesla Model X возле магазина во Франкфурте

Зарядка: Tesla – как смартфон

Один из стереотипов относительно электромобилей состоит в том, что он покупается в качестве второго автомобиля семьи. Для Tesla такое утверждение едва ли правдиво. «Люди ее покупают, называют «вторым автомобилем», а потом получается так, что ездят на ней 99% времени», – рассказывает основатель Tesla Club Ukraine Назар Шимоне-Давида. Для Борисова Tesla – основная машина, но он использует ее для поездок только по городу. «Она как смартфон – постоянно где-то подзаряжается. Не помню случаев, когда я переживал за уровень заряда вообще», – говорит ресторатор.

В междугородних поездках водитель Tesla тоже не испытывает дискомфорта. «Мы только вчера приехали из Львова в Киев на ней. – рассказывает Шимоне-Давида. – По Европе ехать вообще одно удовольствие, потому что есть сеть фирменных зарядных станций Supercharger. На них вы за 40 минут почти полностью восстановите заряд автомобиля и будете готовы снова ехать почти 400 км».

В Украине с 2013 года инфраструктура зарядных станций тоже совершила заметный скачок. Новость об открытии первой публичной зарядки для электромобилей датируется осенью 2012 года. Теперь только в Киеве их больше сотни, а по всей Украине – более 400. «Сейчас инфраструктура выглядит так, как лет 15 назад выглядела ситуация с Wi-Fi. Каждый сервисный бизнес (кафе, ресторан, торговый центр) считает должным поставить, как раньше роутер, так сегодня трехфазное зарядное устройство», – говорит Борисов. Хотя, он уверен, что для зарядки электромобиля можно обходиться и обычной розеткой с напряжением в 220 В. «Это для бензинового автомобиля нужна инфраструктура – специальная заправочная станция. Для электромобиля – любая зарядка, удлинитель и заземление – вот вам и вся инфраструктура», – говорит ресторатор.

Станция Supercharger в Швеции

Еще один вопрос, который касается заряда электромобилей, – влияние на батарею низких температур. По словам основателя Tesla Club, запас хода электромобиля в зимнее время действительно снижается приблизительно на 40%. Это происходит из-за того, что в холода Tesla тратит дополнительную энергию для подогрева батареи. В более бюджетных электрокарах вроде Nissan Leaf, где нет системы подогрева батареи, емкость падает из-за снижения ее температуры, что может вредить аккумулятору. При этом ни Шимоне-Давида, ни Борисов не видят в этом проблемы и ездят зимой в обычном режиме.

Гарантия и ремонт

Одно из основных преимуществ электромобилей перед машинами с двигателем внутреннего сгорания – в разы меньшее количество подвижных частей. Это приводит к уменьшению количества поломок и снижению затрат на обслуживание в целом. Но, несмотря на то, что Tesla ломается реже, выходить из строя она все-таки может. В Украине на европейские электромобили производителя действует гарантия. При этом, ближайшие официальные сервисные центры находятся в Берлине и Вене.

Борисов дважды отправлял туда свои машины – один раз после ДТП, второй – на плановое техобслуживание. Попавшая в аварию машина прошла на сервисе дефектовку, и владелец получил список необходимых для замены деталей и работ. «Они сказали, сколько это будет сделать у них, и предложили выбор: ремонт в Вене или на любом другом сервисе. Запчасти можно купить в интернете, поэтому ремонтировал машину я уже в Украине, что дешевле, чем на официальной станции», – рассказывает Борисов. Его вторая Tesla недавно после 100 000 км пробега прошла ТО в Берлине, где ей заменили воздушные фильтры и поставили улучшенное зарядное устройство. За все время езды обе машины ни разу не ломались.

Впрочем, для Украины есть другая характерная проблема с обслуживанием Tesla. Многие электромобили, которые попадают к нам в страну, сделанные для американского рынка и попавшие там в ДТП. Такие авто обычно продаются страховыми компаниями на аукционах и могут обойтись в несколько раз дешевле новой машины. Но на этом плюсы заканчиваются.

Автомобили, попавшие в серьезную аварию, заносятся производителем в некий черный список и больше не поддерживаются. В них перестает работать большинство функций, включая 3G-модем и навигацию. Помимо этого, американские автомобили имеют другой коннектор зарядного устройства из-за разницы в электросетях США и ЕС. Выпущенные для домашнего рынка Tesla заряжаются в Европе в три раза медленнее на обычных станциях и вовсе не могут пользоваться Supercharger. Если же американский автомобиль не бывал в ДТП и пребывает на гарантии, то на бесплатный ремонт везти его придется в США.

Обновления ПО и автопилот

В части ПО электромобили Tesla имеют больше общего с iPhone, чем с классическими авто. Компания регулярно обновляет программную начинку автомобилей, добавляя разного рода изменения как в дизайн системы, так и в функциональность самой машины.

«Это как с iPhone: он сам предлагает обновиться, починить какие-то внутренние баги, которые ты мог особо и не замечать. У меня включена функция автообновлений. Машина ночью сама их загружает, а утром выдает сообщение с описанием нововведений. Так как я Tesla и Маску уже доверяю, то я просто нажимаю «Далее», «Я согласен» и все», – описывает опыт Борисов. Для него такие обновления ощутимых изменений не принесли, поскольку он «не вникал» в детали, а вся необходимая функциональность всегда оставалась на прежнем месте.

Назар Шимоне-Давида напротив говорит, что с 2013 года, помимо нескольких кардинальных изменений в дизайне системы, добавлялись и полезные функции. К примеру, благодаря одному из обновлений машина начала учитывать температуру, скорость движения и набор высоты, чтобы сразу сообщить водителю, доедет ли он до места назначения. Эта информация обновляется по ходу движения вместе с влияющими на дальность поездки факторами.

Основная панель управления в Model S

Одна из главных особенностей Tesla, которая касается и ПО, и оборудования – автопилот – работает в Украине. «Но нужно понимать, что это не полноценный автопилот – машина не может ехать сама всю дорогу до заданной точки. – объясняет основатель Tesla Club. – Основная функция – держать вас в полосе. Если на дороге есть более менее качественная разметка, то автопилот будет работать. Если полосы пропадут, система предупредит водителя». В любом случае, водитель всегда должен держать руки на руле. Несмотря на это, работа автопилота особенно ощущается при поездках на дальние расстояния по трассам, когда основная часть вождения и заключается в выдерживании полосы и соблюдении дистанции.

Система очень серьезно относится к тому, чтобы водитель удерживал руки на руле. Если он этого не делает, система выдает несколько предупреждений после чего автомобиль может сбросить скорость и в конце концов остановится. После машина не даст включить автопилот снова, пока вы не съедете с дороги и полностью не остановитесь.

«Первый вопрос относительно автопилота для меня был: не страшно ли с ним ехать? Когда я сел за руль и включил систему, у меня возникла следующая ассоциация. Представьте, что вы ребенок, который садится за руль к отцу на колени. Он дает вам подержаться за руль, но при этом сам управляет машиной. С включенным автопилотом вы держитесь за руль, но чувствуете, что кто-то другой управляет автомобилем и делает это лучше вас», – делится опытом Шимоне-Давида.

Система держит авто в полосе, следит за машинами вокруг и если кто-то ее подрежет, она отреагирует и притормозит. Автопилот справляется с вождением не только на трассе. «Если в городе более менее ровная дорога и есть разметка, то система, к примеру, может легко вести машину в пробке. Вы можете спускаться вниз по бульвару Леси Украинки до Бессарабки с включенным автопилотом и все будет отлично».

Пока Tesla остается скорее диковинкой на украинских дорогах в первую очередь из-за высокой цены. В целом, количество электромобилей в стране на начало 2017 года составило около 3 000 – всего 0,04% от общего числа машин. Но спрос на электрокары в Украине растет: за прошлый год их количество увеличилось почти в два раза. «Смотрю на дороги и радуюсь, что становится меньше Range Rover, Panamera, Mercedes и других BMW, а появляется все больше Leaf и Tesla», – говорит Борисов .

Этой осенью компания Илона Маска должна выпустить свой первый бюджетный электрокар – Model 3, который будет стоить $35 000. Примерно такой же ценник в Европе на новый Nissan Leaf – самый популярный электромобиль среди украинцев. Поэтому, вполне вероятно, что уже с 2018 года количество Tesla в нашей стране будет расти значительно быстрее.