В 2016 году компании-производители смартфонов Oppo и Vivo на двоих поставили 147 млн устройств в Китае, обогнав своих главных конкурентов – Huawei, Apple и Xiaomi. Объединяет эти две компании один руководитель — китайский предприниматель Дуань Юнпин. Издание Bloomberg поговорило с предпринимателем, изучило его карьеру, а также выяснило причины успеха Oppo и Vivo. Редакция AIN.UA выбрала главное из материала и приводит его адаптированный перевод.
Дуань Юнпин уверен, что Тим Кук не знал о нем, когда они встретились в первый раз. Но сейчас глава Apple точно знает о предпринимателе.
Дуань — непубличный миллиардер, который основал Oppo и Vivo, два бренда-близнеца, выпускающих смартфоны. Когда-то их называли дешевыми подделками iPhone, но сейчас они поднялись в рейтинге и вытеснили Apple с первых трех позиций в 2016 году: в то же время количество поставок iPhone в Китай упало.
Oppo и Vivo добились успеха, потому что американскому гиганту не удалось приспособиться к местной конкуренции, рассказывает Дуань изданию Bloomberg в своем первом интервью за 10 лет. У Oppo и Vivo была стратегия, которую Apple не хотела использовать: например, предлагать смартфоны с широким функционалом за небольшую цену. Американская компания боялась подвергнуть риску свою выигрышную формулу на других рынках, говорит Дуань.
«Apple не смогла опередить нас в Китае, потому что даже у них есть недостатки, — говорит предприниматель. — Иногда они слишком упрямы. Они сделали много крутых вещей, например операционную систему, но мы превосходим их по другим показателям».
Это не значит, что Дуань не принимает во внимание глобальное лидерство Apple. Наоборот — он восхищается своим конкурентом: предприниматель на протяжении долгого времени является инвестором Apple и поклонником Тима Кука. «Мы встречались несколько раз. Возможно, он не знает обо мне, но мы немного переписывались. Я восхищаюсь им», — говорит Дуань.
Дуань часто писал у себя в блоге о продуктах Apple в 2013 году, когда стоимость компании была в два раза меньше чем сейчас. В 2015 году он написал, что доход американского гиганта достигнет $100 млрд в течение пяти лет. Сегодня Дуань не скажет, когда инвестировал в Apple, но признается, что большая часть его состояния связана с производителем iPhone. Он даже живет в Пало-Алто, куда легко добираться из новой штаб-квартиры компании в Купертино.
«Apple — экстраординарная компания. Мы берем пример с них. Мы не пытаемся превосходить кого-то, вместо этого мы улучшаем себя».
Начало карьеры
Дуань родился в провинции Цзянси. До того как сделать свое имя на производстве электроники он работал на электроламповом заводе. Затем в начале 1990-х Дуань переехал в провинцию Гуандун, где взял под управление местный завод электроники. Его первым устройством стала игровая приставка Subor.
Консоль быстро стала хитом благодаря отсутствию конкурентов. Дуань даже привлек актера Джеки Чана к рекламе своего продукта. В 2005 году доход с приставки Subor превышал миллиард юаней ($144 млн по текущему курсу — прим. ред.).
Затем Дуань основал новую компанию BBK, которая занялась производством VCD и mp3-плееров, а потом и DVD-плееров. Дочерняя компания Bubugao Communication Equipment стала одним из главных производителей телефонов в Китае в начале 2000-х, конкурируя с Nokia и Motorola.
К 2001 году в возрасте 40 лет Дуань решил переехать в Калифорнию, чтобы заняться инвестициями и филантропией. Но волна популярности смартфонов заставила предпринимателя опять вернуться в дело. Во второй половине 2000-х BBK был на краю гибели из-за спада продаж ее основных устройств.
Компании Huawei и Coolpad делали смартфоны по цене в 1000 юаней (около $144 по текущему курсу — прим. ред.). Это почти привело BBK к банкротству, говорит Дуань. «У нас был серьезный разговор о том, как мирно закрыть предприятие — чтобы сотрудники смогли уйти без вреда для себя, а поставщики не потеряли деньги», — рассказывает предприниматель.
Эти обсуждения привели к созданию двух новых компаний, которые впоследствии стали успешными для Дуаня. В 2005 году предприниматель со своим протеже Тони Ченом основали компанию Oppo, которая поначалу производила музыкальные плееры, а в 2011 году переориентировалась на выпуск смартфонов. В 2009 году BBK создала дочернюю компанию Vivo, которую возглавил еще один последователь Дуаня Шен Вей.
«Создавать смартфоны — не мое призвание. Но я рассчитывал, что мы добьемся успеха на этом рынке», — говорит Дуань.
Поначалу ни одна из компаний не пользовалась популярностью. Новый iPhone привлекал людей своей революционной системой приложений и элегантным интерфейсом, в то время как BlackBerry властвовала на корпоративном рынке. Но Oppo и Vivo разработали маркетинговую кампанию, которая основывалась на привлечении звезд и обширной сети реселлеров в Китае.
Они создали образ, который обращался к толпе миллениалов, а потом оснастили свои устройства самыми актуальными технологиями. По факту Oppo и Vivo сейчас превосходят iPhone в таких показателях как скорость зарядки и время работы батареи.
Несмотря на то что Дуань управляет обоими компаниями, сестринские бренды находятся в состоянии постоянной конкуренции, быстро разворачивая маркетинговые кампании на рынках от Индии до Юго-Восточной Азии. Их умение продавать приносит успех, считает исследователь фирмы IDC Киранджиит Каур.
«Компании знают, как получить максимум от своих людей. Многие сотрудники молоды и работают в Vivo и Oppo с момента выпуска из университета», — утверждает Николь Пенг, старший директор аналитической компании Canalys.
Стратегия сработала. По оценкам IDC, в 2016 году компании на двоих поставили 147 млн смартфонов в Китае. Для сравнения, Huawei поставила 76,6 млн единиц, Apple — 44,9 млн, а Xiaomi — 41,5 млн. В четвертом финансовом квартале 2016 года на китайском рынке Oppo и Vivo по этому показателю заняли первое и третье место соответственно. Их стратегия удачно сработала в маленьких городах, где смартфоны среднего класса получили особенную популярность, говорит аналитик IDC Тау Сяохан.
Смартфоны компаний также завоевывают рынки за пределами Китая. В четвертом квартале по поставкам Oppo и Vivo заняли четвертое и пятое место в мире соответственно. Четвертая часть поставок Oppo была совершена в Индию, где компания надеется занять значительную долю рынка, перед тем как свои позиции укрепит Apple.
«Смартфоны — беспрецедентная возможность. Мы полагаем, что через 10 и даже 20 лет ничто их не заменит. Но мы не знаем точно», — говорит Дуань.
18 марта Тим Кук заявил, что у Apple нет четкой цели по доле рынка Китая: «В Китае более серьезная конкуренция — не только в этой отрасли, но и во всех остальных. Я считаю, что это заслуга большого количества местных компаний, которые тратят силы на создание хороших продуктов».
Уход на отдых
Дуань все заметнее отходит от дел в своих компаниях, но до сих пор остается одним из главных акционеров. По словам предпринимателя, он предпочитает оставаться в тени и наслаждаться жизнью в Калифорнии с женой и детьми. Дуань посещает собрания совета директоров, но признается, что большинство новостей о Vivo и Oppo узнает из интернета.
Его конкуренты в свою очередь ведут себя более открыто. В октябре 2016 года сооснователь Xiaomi Лэй Цзюнь раскритиковал конкурентов за то, что те строят розничные точки в сельской местности, надеясь на быструю выгоду. Лэй обвинил игроков рынка в использовании «несбалансированной информации», чтобы отговорить покупателей от покупки продукции Xiaomi.
«Те, кто говорит так — безумцы, — утверждает Дуань, не называя имен. — Когда кто-то говорит о несбалансированной информации, то считает, что покупатели идиоты».
Сейчас самая большая страсть предпринимателя — инвестиции. Именно поэтому он согласился заплатить в 2006 году на тот момент рекордные $620 100 за ужин с Уорреном Баффетом. Дуань также имеет долю в компании Kweichow Moutai Co, которая производит ликер премиум-класса. По его словам, он приобрел долю в 2012 году по 180 юаней за акцию. Сейчас стоимость одной акции составляет 340 юаней.
Оборачиваясь назад, Дуань признает, что события, за которые он горд больше всего, произошли в BBK. Несмотря на то что предприниматель хочет быть отстраненным от ее управления, он говорит, что беспокоится о последователях, а также о том, сможет ли культура компании создать следующих лидеров поколения. По словам Дуаня, руководство рассматривало выход на IPO, но это решение не должно быть принято в срочном порядке.
И пока у Vivo и Oppo дела идут хорошо, нет никакой определенности в будущем. Обе компании стремительно развиваются во всех направлениях — от характеристик смартфонов до маркетинговых кампаниях. Примечательно, что Oppo анонсировала свою новую технологию для камеры на Mobile World Congress в Барселоне, что сигнализирует о зрелости компании.
Одно известно точно — Дуань не вернется к активному управлению. «Я решил это для себя еще давно — я никогда не вернусь обратно. Если есть проблема, которое не может решить нынешнее руководство, значит ее не решу и я».
Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о том, как GoPro попыталась стать полноценной медиакомпанией, но потерпела неудачу.