Рассчитать будущую пенсию, получить субсидию, не выходя из дома, поучаствовать в тендере и победить коррупцию – все это уже работающие сервисы и готовые идеи, которые “ПриватБанк” продемонстрировал на мероприятии “Приват.Share”, приуроченному к 25-летию банка. Они пока не запущены: для этого необходимо договориться о сотрудничестве с государством и городскими властями. Но их возможности и потенциал для цифрового преобразования Украины можно оценить уже сегодня.

AIN.UA собрал все готовые, но пока не запущенные сервисы “ПриватБанка” в одной подборке, чтобы показать, как будет работать и почему у гражданина перед государством может стать намного меньше секретов.

Для бизнеса

Тендеры

Один из самых известных в Украине антикоррупционных инструментов – система открытых госзакупок Prozorro. Однако по словам руководителя проекта “ПриватМаркет” Юрия Гончарова, в работе с ней все еще возникают некоторые сложности.

“Это ноутбук Asus – отличный аппарат для офисной работы. Он был куплен одним из сельсоветов через Prozorro с соблюдением всех процедур за 200 000 грн. Для сравнения такой же ноутбук на “ПриватМаркете” можно купить за 9578 грн”, – привел пример Гончаров.

По его словам, в Prozorro все еще работают три схемы:

  • Мошенничество со стороны заказчика: одним из основных способов является дробление суммы тендера. Проконтролировать это может только общественность – других инструментов нет.
  • Подставные поставщики: что это за компания, скольких клиентов она обслужила, не прокладка ли это? К сожалению, такая информация сейчас недоступна.
  • Мало участников: менее 2,5 участников на один тендер приводит к низкой конкуренции, низкому качеству и высоким ценам.

Решить эту проблему предлагают через сервис “ПриватБанка” – “ПриватМаркет”. На сегодня в “ПриватМаркете” зарегистрировано почти 100 000 компаний и проходят тысячи транзакций в неделю. И вскоре любое частное или государственное предприятие сможет создавать в “ПриватМаркете” тендеры и принимать в них участие.

Чтобы создать тендер, нужно заполнить поля в специальной форме. После чего установить цену лота.

Однако существенно завысить ее не получится. “ПриватМаркет” проводит анализ закупок и в случае выявления подозрительных операций отправляет уведомление “заинтересованным наблюдателям”. Так что купить ноутбук за миллион не получится.

После того, как тендер опубликован, сервис автоматически подберет компании, которые могли бы в нем поучаствовать (их в базе банка около миллиона), и отправит им приглашение. При этом, “ПриватМаркет” отправляет приглашение только проверенным компаниям, подчеркнул Гончаров.

Составитель тендера сможет в реальном времени наблюдать, как меняется количество участников:

“С помощью “ПриватМаркет” любое государственное или частное предприятие сможет составлять тендер с проверенными поставщиками, безопасно, с миллионом потенциальных поставщиков”, – заключил Гончаров.

Полноценный запуск сервиса запланирован на 1 июня. Однако не исключено, что бета-версия заработает уже в ближайшие месяцы в трех городах Украины, в каких – пока не известно.

Социальный кабинет

Еще одна новинка, которую предлагают запустить совместно с социальным и пенсионным фондами – это сервис “Социальный кабинет” в «Приват24».

По словам руководителя розничного бизнеса “ПриватБанка” Алексея Шабана, клиенты-пенсионеры часто звонят в контактный центр и задают вопросы, которые не касаются банковского обслуживания. Например, просят помочь заполнить декларацию на получение субсидии или спрашивают, когда на карточку придет следующая пенсия. Так возникла идея в синергии с государством решить для них эти проблемы.

Начать решили с расчета будущей пенсии и создали специальный инструмент.

Расчет пенсии

Чтобы рассчитать размер своей пенсии, нужно зайти в социальный кабинет, во вкладку “Работающим лицам”, а затем выбрать “расчет будущей пенсии”. После чего нужно ввести данные в расчетную таблицу: трудовой стаж и размер зарплаты. Если пользователь получает зарплату на карту “ПриватБанка”, таблица заполнится автоматически.

После чего сервис рассчитает сумму будущей пенсии.

“Мы надеемся, что этот сервис понравится пенсионному фонду и мы сможем наладить взаимодействие. От фонда достаточно готовности обмениваться информацией. От гражданина Украины – согласие на передачу информации через «Приват24». Тогда в социальном кабинете можно будет не только узнать размер будущей пенсии, но и контролировать количество лет трудового стажа для еще работающих, а для пенсионеров – когда будет следующее зачисление пенсии”, – заявил Шабан.

Оформление субсидии

Еще один инструмент в социальном кабинете – помощь в оформлении субсидий. “Сегодня, чтобы оформить субсидию, необходимо потратить несколько дней: изучить законодательство, понять, какой социальный фонд ее начисляет, распечатать бланки заявления, декларации, разобраться, как это заполнить, отправить по почте и надеяться, что все хорошо. А если нет – работать над ошибками”, – рассказал Шабан.

В «Приват24» это можно будет сделать намного быстрее. Достаточно заполнить форму: ввести количество жильцов, их доход и сумму начислений за коммунальные услуги. После чего сервис автоматически рассчитает размер возможной субсидии.

В том же сервисе можно оформить заявку непосредственно на оформление субсидии. Если пользователь платил коммунальные услуги через “ПриватБанк”, вся информация по его реквизитам во всех коммунальных предприятиях заносится автоматически.

Далее придется заполнить декларацию о доходах. При этом нужно учесть, что в декларацию о доходах попадут все доходы, которые пользователь получает через “ПриватБанк”: зарплата, пенсия, социальные выплаты или выплаты по депозитам… Уменьшить эту сумму нельзя.

“Когда вы (социальные фонды на местах – ред.) будете сверять доходы гражданина, вы можете быть уверены, что доходы не скрываются. А значит, субсидию получат только те, кому она действительно положена”, – заверил Шабан присутствующих на “Приват.Share” представителей власти.

В конце пользователь подписывает сформированный документ при помощи ЭЦП и отправляет, не выходя из дома.

“Мы готовы реализовывать пилот в любом городе Украины. Опыт сотрудничества с коммунальными органами у нас уже есть – мы реализовали коммунальные платежи по QR-кодам через сервис “Мои платежи” в “Коммунальном кабинете”, где можно узнать задолженность по коммунальным платежам и быстро оплатить”, – напомнил Шабан, добавив, что для полноценного запуска социального кабинета в «Приват24» необходима лишь поддержка социального и пенсионного фондов.

Городские сервисы

Руководитель “ПриватБанка” Александр Шлапак рассказал о том, как банк видит цифровое преобразование Украины. Для этого в банке предлагают альтернативу картам киевлянина, по которым горожане могут получать услуги от города: коммунальные, транспортные и другие.

“У такой карты есть как минимум два недостатка. Во-первых, ее перевыпуск – дело не из дешевых. Сегодня муниципалитеты делают это за счет местных бюджетов. То есть за наш с вами счет. Во-вторых, пластиковая карта работает только со специальными считывателями информации. И они должны быть не только в крупных торговых сетях, но и в трамваях, кинотеатрах, на парковках и т.д”. На инфраструктуру (валидаторы, POS-терминалы и т.д.) нужно потратить большие деньги”, – подчеркнул он.

Карта киевлянина – это по сути ключ-идентификатор гражданина, по которому он получает доступ к услугам. Но если есть ключ, а нет замка – карты превращаются в груду бесполезного пластика. Так появилась идея создать цифровую карту горожанина, в которой и ключом, и замком будет выступать смартфон пользователя.

Диджитал-карта горожанина

Диджитал-карта горожанина – это мобильное приложение внутри «Приват24». Выглядит оно так.

В нем есть визуальный идентификатор с фотографией пользователя и именем, QR или штрих-код для считывания идентификатора машинным образом с помощью сканера, а также кнопки, с помощью которых можно вызвать различные услуги. Например, заказ справки из ЦНАП или запись в электронную очередь в поликлинике… “Мы не ограничиваем города в количестве сервисов, которые у них уже реализованы”, – добавил менеджер проекта Егор Аветисов.

С помощью пластиковой карты город не может проводить соцопросы среди жителей, а в приложении “ПриватБанка” такая возможность есть. Например, можно опросить у жителей улицы, как они хотят, чтобы она называлась. При этом, приглашение участвовать в опросе придет лишь тем, кто живет на этой улице.

Еще одна возможность – поддержка горожан в режиме чата. “Мы заметили, что все больше граждан предпочитают не звонить в колл-центр, а писать свои вопросы в наш чат. Точно такой же сервис будет полезен городам. В таком чате горожанин сможет обратиться за помощью, уведомить о каком-то событии и т.д”, – заявил Аветисов.

Ранее “ПриватБанк” создал карточку студента для Львовского политехнического университета. Сервис уже работает. Это по сути цифровой студенческий билет.

С его помощью студенты уже могут узнать свое персональное расписание, а в будущем смогут получать рассылку учебных материалов. Также по ним будут проводить опросы о качестве преподованая и другие возможности.

“Самое главное, чтобы карта горожанина появилась в смартфонах 5,5 млн человек – не нужно тратить ни копейки. Не нужно выпускать пластик, обучать персонал и тратить деньги на дистрибуцию. Карта появится у жителя города, который подключится к нашей программе, мгновенно”, – заключил менеджер проекта.

ЦНАПы vs. ПриватБанк

Большинство государственных услуг на сегодня предоставляются в отделениях, в которых очереди – обычное дело. Чтобы горожане не бегали в разные инстанции за разными услугами, государство решило объединить все в одном месте. Так появилась идея создания центров предоставления административных услуг – сокращенно ЦНАП. “В бюджетах заложены существенные средства на расширение этих услуг. Но это очень недешево”, – заявил Шлапак.

“ПриватБанк” предлагает разместить ЦНАПы в отделениях банка. Таким образом, государство сможет покрыть всю Украину без существенных затрат на инфраструктуру.

“Представьте себе: не нужно ходить по городу, искать ЦНАП. Достаточно зайти в ближайшее отделение “ПриватБанка” и получить любую государственную услугу на высоком уровне. Это приведет к радикальному уменьшению государственных расходов и к кардинальному увеличению качества госуслуг. Именно это я и назвал революцией”, – заключил Шлапак.

Напомним, вчера на AIN.UA вышла подборка 25 цифр про «ПриватБанк» к юбилею крупнейшего банка страны. В ней также немного истории из 90-х о том, как создавался крупнейший банк Украины.