Как-то братья Вачовски пришли к продюсеру Джоэлю Сильверу с кассетой аниме “Призрак в доспехах” и сказали: “Мы хотим снять такое в реальности, с реальными актерами”. Это было началом “Матрицы”. Мерцающие зеленые символы на черном компьютерном экране, подключение мозга к виртуальной реальности, спецагенты в черных очках и плащах – то же, что и в “Призраке”.
А несколько лет назад с британским режиссером Рупертом Сандерсом связался фанат “Призрака” Стивен Спилберг и предложил снять эту историю в реальности, с реальными актерами. Это было началом римейка, который в эти дни выходит на экраны по всему миру. Редакция AIN.UA побывала на пресс-показе “Призрака” в “Планете Кино”, чтобы сравнить фильм с оригиналом, культовым среди фанатов киберпанка по всему миру. Хотя называть аниме 1995 года оригиналом не совсем верно – оно снято по более раннему комиксу-манге.
Жанр киберпанка возник в 80-х годах прошлого столетия. В то же десятилетие Apple работала над первым массовым ПК, а Тим Бернерс-Ли обдумывал идею всемирной сети. Проще всего описать киберпанк можно как high tech, low life: мир захватили корпорации зла, поэтому живется в нем плохо, зато технологии – на невиданной высоте. Роман “Нейромант” отца киберпанка Уильяма Гибсона начинается с того, что главный герой-хакер прозябает в трущобах мегаполиса, страдая вне доступа к виртуальной реальности, скучая по ее “ярким логическим решеткам, развертывающимся в бесцветной пустоте”. Кстати, эта реальность в романе называется матрицей.
Подобный мир может быть заселен высокоразвитыми роботами с искусственным разумом, людьми, что пытаются угнаться за ними, улучшая себя с помощью электронных имплантантов, корпорациями, которые производят первых и наживаются на вторых. И еще хакерами, которые ломают систему. Все это создает питательную среду для процветания любимых тем научной фантастики: “Может ли искусственный разум обладать личностью?”, “Если ты ставишь себе киберимплантанты, ты – уже робот или еще человек?”, “Если твое сознание перенесут в тело робота, останешься ли ты человеком?” и наконец, “Что делает человека человеком?”.
Добавим сюда угрюмую атмосферу мегаполиса, где на недостижимой высоте сияет неоновая реклама и голограммы, а внизу, под ногами прохожих, в черных лужах плещется мусор – буквальная метафора для high tech, low life. Герои “Призрака” 1995 года живут как раз в таком мире. В подобном мире обитает и “Призрак”, созданный 22 года спустя.
Чем фильм похож на аниме
Прежде всего, идеей.
Название аниме (и фильма) Ghost in the Shell – отсылка к понятию ghost in the machine, которое впервые возникло в книге Гильберта Райла “Понятие сознания” 1949 года. В ней философ спорил с устаревшим утверждением о том, что сознание, “душа”, как сущность из ментального мира, управляет телом-объектом мира физического. Вера в такого “духа в машине”, по мнению Райла, подобна вере в то, что паровоз движется благодаря спрятанным внутри лошадям. На самом же деле, тело и сознание неразрывно связаны. В 60-х понятие ghost in the machine взял для заглавия книги другой философ, Артур Кестлер.
Моду основывать фильмы на философских трудах переняли братья Вачовски: во время съемок “Матрицы” актерам вручили по экземпляру работы философа Жана Бодрийяра о симулякрах – знаках, потерявших обозначаемое. Пример симулякра показывают в самом начале “Матрицы”: книга Бодрийяра на самом деле не книга, а шкатулка, в которой Нео прячет дискету и пистолет. Такой подход привел к тому, что до сегодня в интернете не утихают споры о том, что такое “Матрица”. Есть и новейшие примеры: популярный сериал “Мир Дикого Запада” буквально цитирует философию бикамерального сознания из книги Джулиана Джейнса 1976 года “Происхождение сознания в процессе краха бикамерального разума”.
Возвращаясь к “Призраку”: идея зарождения сознания (ghost) в высокоразвитом, пусть и искусственном теле (shell) – центральная как для версии 1995 года, так и для фильма 2017 года. Собственно, фильм начинается с популярного объяснения для тех, кто аниме не смотрел: “призрак” – это самосознание, а “доспехи” – его физический носитель.
Для sci-fi и массовой культуры – это, конечно, не новая тема. Роботы наделяются личностью и душой в рассказах Азимова и в “Звездных войнах”, в компьютерных играх и мультфильмах Pixar. Какие ощущения, кроме умиления, может вызвать робот-мусорщик из Wall-e? Какие ощущения, кроме сочувствия, может вызвать видео Boston Dynamics, где сотрудник компании пинает беззащитного робота?
Главная героиня “Призрака”, майор Мотоко Кусанаги (ее в 2017 году сыграла Скарлетт Йохансон), хоть и является почти полностью роботом, вряд ли позволит кому-то себя пинать. Она – лучший агент спецподразделения “9 отдел” и занимается борьбой с кибертерроризмом (все происходит в высокотехнологическом 2029 году, так что это, можно сказать, основной вид терроризма). Сюжетом в оригинале 1995 года и римейке 2017 года движет одна идея: пытаясь поймать хакера-террориста, майор задумывается о собственной сущности.
“Что, если кибермозг мог бы создать собственный “призрак”, душу? В чем тогда заключалась бы сущность человека?”, – спрашивает героиня фильма 1995 года. И получает ответ от хакера, которого преследует: океан информации способен рождать новые формы жизни, которые могут либо стать новым витком эволюции человека, либо оборвать ее. Одна из красивейших сцен аниме: робот, расстреливающий эволюционное дерево гоминид в музее (кстати, в киноверсию эта сцена не вошла, а вот идею об эволюции киборгов сохранили).
В фильме 2017 года героиня Скарлетт Йохансон также пытается понять, человек она или нет и что вообще значит – быть человеком: иметь человеческое тело, воспоминания, переживания, опыт? Все усложняется тем, что в мире аниме и фильма хакеры умеют подсаживать воспоминания в мозг человека или киборга, создавая фальшивые личности.
Актриса в одном интервью рассказывала, как сложно было передать двойственность героини: с одной стороны передавая скованные, почти механические движения киборга, с другой – живые переживания человека. В аниме этот намек тоньше: майор практически никогда не мигает, хоть это сложно заметить с первого раза.
Кроме основных перипетий сюжета, в фильме 2017 года почти идеально воссозданы многие сцены и мотивы из аниме, как и атмосфера города будущего. Скрупулезность этой работы хорошо показана в видеоподборке-сравнении от IGN:
“Существует прекрасная симметрия между “Бегущим по лезвию бритвы”, “Призраком в доспехах” и “Матрицей”, – говорил режиссер фильма Руперт Сандерс в одном из интервью. Некоторые сцены нового “Призрака” на самом деле напоминают классический фильм Ридли Скотта, герои которого – андроиды, наделенные сознанием и человечные (к “Бегущему по лезвию” сняли продолжение, оно тоже выходит в этом году). Некоторые сцены продлевают эту симметрию и на другие фильмы: в “Призраке” робот-гейша сбоит, переливая через край саке, в “Мире Дикого Запада” робот-андроид сбоит, переливая вино.
Чем фильм на аниме не похож
Среди множества не очень значительных различий и отступлений выделяется одно важное: философия фильма – проще. В аниме 1995 года главная героиня разражается глубокомысленными монологами, ссылается на “Библию” и философские труды, в фильме 2017 этого нет, и сюжет более линейный (спойлер) фактически, вся развязка сводится к злым корпорациям и их бесчеловечным экспериментам над людьми. Если название фильма покажется зрителю странным – его доступно объяснят в самом начале.
Даже если всматриваться в детали, намного проще подобрать список схожих мелочей, чем отступлений от канона. Героиню фильма 2017, кстати, зовут по-другому, но объяснять, почему так вышло, мы не будем, чтобы не спойлерить.
Если в начале фильма можно сомневаться в том, что режиссеру удалось уловить “душу” старого “Призрака” в доспехи нового фильма, под конец эти сомнения развеиваются. На финальных титрах включается старый узнаваемый саундтрек “Призрака” и зритель проникается ностальгией.
Стоило ли переснимать старую историю, ведь проблемы 20-летней давности вряд ли актуальны сейчас? На вопрос отвечает Илон Маск: как раз перед премьерой фильма стало известно, что предприниматель запустил компанию Neuralink, которая попробует соединить человеческий мозг с компьютером. По его мнению, если искусственно не усиливать человеческий мозг, совсем скоро человечество проиграет роботам по уровню интеллекта, и единственный выход – симбиоз с ИИ. Маск считает, что нас уже сейчас можно считать киборгами, если учитывать цифровую личность, возможности социальных сетей, компьютеров и смартфонов.
Подытожим: если вы – фанат олдскульного киберпанка, стоит посмотреть этот фильм. Если вы устали от разжевывания темы “мечтают ли андроиды об электроовцах” – не стоит. Если вы – робот, обязательно посмотрите. Увидев, какие красивые фильмы снимают о вас люди, вы, возможно, передумаете нас порабощать.
10 фактов о “Призраке в доспехах”, которые не поместились в рецензию:
- Узнаваемый трек из аниме 1995 года авторства композитора Кэндзи Каваи – это микс слов на древнеяпонском и мотивов из болгарской народной музыки.
- Бассет-хаунды появляются как в аниме 1995 года, так и в фильме 2017 года. Они ничего собой не символизируют, просто режиссеру нравятся эти собаки.
- Знаменитый японский режиссер и актер Такеши Китано, который в фильме играет главу “9 отдела”, отказался говорить на английском во время съемок, сославшись на слабое знание языка, так что режиссер общался на английском, а актер – на японском.
- В Екатеринбурге к премьере “Призрака в доспехах” некоторые вывески на домах и остановках заменили на капчу.
- Кастинг для “Призрака” вызвал волну возмущения в социальных сетях по поводу того, что героев фильма о Японии играют европеоидные актеры. Петиция под названием: DreamWorks: Stop Whitewashing Asian Characters! набрала более 100 000 голосов. Всю историю конфликта можно гуглить по словосочетанию «whitewashing ghost in the shell». Режиссер оригинального аниме Мамору Осии не разделяет этого возмущения. В комментарии IGN он заявлял: “В чем проблема с подбором ее (Скарлетт Йохансон – ред.) на эту роль? Майор – киборг, и ее физическая форма – полностью произвольна. Ее имя и текущее тело – не ее настоящее имя и тело, так что нет причины говорить, что Майора должна играть азиатская актриса”.
- Изумительные роботы-гейши из фильма этого года – не спецэффект, а полноразмерные модели. Некоторые их части напечатаны на 3D-принтере.
- Сцена с дайвингом, когда Майор в ластах погружается на дно океана, есть и в аниме, и в новом фильме. Однако в фильме героиня плавает не в пустоте, а среди медуз. По иронии, в этой сцене бессмертного киборга окружают живые существа Земли, один из видов которых – Turritopsis dohrnii – считается бессмертным.
- В комиксе-манге главная героиня выглядела так:
- В фильме 2017 года напарника главной героини, агента Бато играет актер, сыгравший Эурона Грейджоя из “Игры престолов” – погоня за хакером оказалась важнее битвы за Железный трон.
- Фильм о японском городе будущего снимался преимущественно в Новой Зеландии.