В конце марта сайт, через который украинские чиновники должны были подавать декларации, отказался работать. Официальные лица обвиняли в неполадках друг друга, в Facebook по этому поводу было много жалоб и шуток, но уже через год-два подача деклараций может стать обязательной для всех граждан Украины. Сейчас доходы декларирует только около 4% населения нашей страны.
В начале апреля Кабинет министров Украины утвердил документ о среднесрочных планах правительства на 2017 год. В документе один из пунктов касается общего декларирования для всех. Один из шагов на 2017 год там звучит следующим образом: “Разработка и подача Кабинету министров Украины проекта закона о внедрении общего декларирования доходов и затрат физических лиц и налогового контроля за соответствием доходов и затрат граждан с использованием непрямых методов».
Ответственными за разработку проекта закона назначены Минфин, ГФС, Минсоцполитики, НАБУ и т.д. Законопроект должны написать и подать в парламент в четвертом квартале этого года. Власти ожидают, что такое регулирование должно вывести экономику “из тени”. В разъяснении Кабмина речь идет о работе некоей “автоматизированной системы мониторинга”, которая будет следить за соответствием доходов и расходов граждан.
Редакция AIN.UA обратилась к юристам, чтобы узнать, что означает “автоматизированная система мониторинга” и “непрямые методы” мониторинга доходов и затрат, и какие еще нюансы могут повлиять на работу такой системы.
По словам Олега Котляра, юриста ICF Legal Service, как будет работать “автоматизированная система мониторинга” – пока неясно. Можно предположить, какими могут быть непрямые методы оценки соответствия доходов и расходов граждан. Имеются в виду источники помимо налоговых деклараций и поданной отчетности, которые могли бы указывать на реальный уровень доходов и налоговых обязательств гражданина.
По словам Котляра, оценку могут проводить на основании:
- статистических данных о структуре потребительских расходов семей с разным составом и в разных регионах;
- данных банков, страховых компаний, профсоюзов;
- информации СМИ;
- данных сайтов по трудоустройству;
- данных о крупных покупках, регистрируемых соответствующими органами.
За рубежом (к примеру, в США) самый распространенный метод “косвенной оценки” для физлиц – это расчет прироста имущества. “Налоговые органы собирают информацию о расходах, анализируют ее, применяют формулу оценки соответствия заявленных данных о доходах выявленным расходам налогоплательщика и, в случае несоответствия, обращаются в суд”, – говорит Олег Котляр.
В Украине такой законопроект как раз и должен будет установить взаимосвязь расходов и доходов, и формулу для расчета их соответствия. На основании этого налоговая будет решать, верно ли налогоплательщик задекларировал свои данные. “Основанием для заключения о несоответствии может быть выявление существенного доказуемого несоответствия, например, покупка яхты или дома при заработной плате в 100 000 грн в год”, – отмечает юрист. Такой контроль может быть выборочным, по какому-то типу расходов (к примеру, покупка жилья, ценных бумаг, золота в слитках, автомобилей и т.д.).
В ряде стран (к примеру, в Германии или США) методы косвенной оценки используются не по умолчанию, а в спорных случаях. Например, гражданин не предоставил налоговую декларацию, заявил доход, который не соответствует виду деятельности, получил большую часть дохода наличными и т.д.
По словам ведущего юриста адвокатской фирмы GORO legal Евгения Власова, оценивать такое декларирование можно будет лишь в конце года, когда правительство покажет проект закона общественности. Но нужно исходить из того, что процесс подачи декларации должен быть максимально простым.
“Кроме того, декларанты должны получать определенные льготы за подачу декларации, например, в европейских странах – государство лицам, задекларировавшим свои доходы, возвращает часть уплаченных налогов. Также необходимо учитывать и то, что многие доходы декларируются налоговыми агентами, поэтому необходимо не допустить подачи двойной отчетности доходов”, – считает Власов.
По его мнению, государство однозначно увеличит штрафы за нарушения процедуры декларирования. Однако, учитывая хаос с декларациями чиновников (о нем мы писали выше) остается вопрос и о том, сможет ли государство технически обеспечить работу подобной системы или реестра, который будет обрабатывать декларации. Сейчас за неподачу декларации существует административная ответственность – до 90 грн, а для чиновников ответственность может быть уголовной – до 2 лет лишения свободы.
Еще одна проблема, с которой столкнется работа такой системы: безналичные и наличные расчеты. Власов указывает, что за рубежом безналичные расчеты уже стали нормой, но в Украине пока превалирует наличная форма. В связи с этим появляется вопрос: как отслеживать и контролировать движение наличных, чтобы проверять правдивость данных декларации?
Основная проблема, на которую указывают юристы – отсутствие доверия к работе таких систем. По словам Олега Котляра, для того, чтобы подобный закон действовал, налоговым органам понадобятся широкие полномочия, чтобы требовать данные для косвенной оценки. Но в обществе могут возникнуть сомнения о добросовестном использовании таких данных.
О подобном “узком месте” идеи с декларациями говорит и Евгений Власов: “Главная проблема – отсутствие доверия у украинцев. Ведь при всей активной борьбе с коррупцией, декларированием доходов чиновников, ни один из счастливых обладателей элитной недвижимости в Лондоне не ответил ни перед обществом, ни перед законом”.
Напомним, с системой электронного декларирования в Украине с самого начала все пошло не так. Поначалу ее отказались сертифицировать, потом перезапустили, но она все равно не работала. При этом сроки каждый раз срывались.