Всего в Украине более 135 госреестров, которые принадлежат более чем 40 органам. Больше всего реестров контролирует Минюст (20), фискальная служба (15), МВД (12). На содержание каждого реестра государство тратит в среднем 21 млн грн в год. Основные статьи расходов: аппаратное обеспечение – 45,91%; защита информации, модернизация систем, сервисное обслуживание и поддержка – 40,13%.
Почти половина реестров использует базы данных Oracle DB (46%). Вторая по популярности система MS SQL – 19%, PostgreSQL – третья по популярности и используется в 16% случаев.
Абсолютное большинство реестров – 78,26% – госорганы хранят на локальных ЦОД или серверах. “Большинство государственных ЦОД используют устаревшее оборудование и потребуют комплексной технико-логической модернизации в течение трех лет”, – отмечают авторы. Частное облако у оператора ЦОД арендуют для реестров в 17,39% случаев. Что касается безопасности, то только у 60% госреестров есть аттестованные комплексные системы защиты информации (КСЗИ).
Отдельно исследователи рассмотрели проблему взаимодействия госреестров между собой. Его недостаток приводит к дублированию информации и ухудшению предоставление госуслуг. Так около 80% полей в Едином демографическом реестре и Госреестре актов гражданского состояния тождественны.
Еще одним важным недостатком является отсутствие единого идентификаторы личности украинца, который покрывает 100% населения. Миграционная служба в 2015 года создала Единый государственный демографический реестр, где стал применяться уникальный номер записи реестра (УНЗР). Он должен стать единым идентификатором личности, но на сегодняшний день он есть у около 5 млн граждан. Присваивается номер при выдаче новых ID-карт и биометрических загранпаспортов, темпы распространения которых составляют 10 000 – 12 000 в день. Это значит, что для обеспечения УНЗР всего населения потребуется 12 лет.
“Если рассмотреть возможность автоматического распространения информации по уникальному идентификатору, то количество обращений к госораганам для внесения данных можно сократить втрое за время всей жизни”, – говориться в исследовании.
Авторы вывели 12 проблем, стоящих на пути взаимодействия всех реестров.
- Большое количество унаследованных госресурсов, созданных не по единым стандартам и не предназначенных для электронного взаимодействия.
- Низкий уровень распространения УНЗР.
- Отсутствие законодательства, регулирующего общий порядок создания и ведения госреестров.
- Дублирование и фрагментация данных.
- Недостаточный уровень координации развития электронных инфоресурсов.
- Техническая и семантическая разрозненность.
- Низкий уровень применения классификаторов и справочников при создании реестров.
- Отсутствие национального адресного реестра с привязкой к геопространственным координатам.
- Проблемы доступа к реестрам, изолированным от сети интернет.
- Отсутствие стратегии самоокупаемости (низкое количество платных веб-сервисов реестров).
- Неэффективность государственной IT-инфраструктуры.
- Низкий уровень готовности госорганов к внедрению принципов интероперабельности.
По плану Госагенства по электронному управлению, в 2017 году должна появиться национальная система электронного взаимодействия государственных информационных ресурсов. Она должна обеспечить единые стандарты обмена данными между госорганами.
Напомним, в недавнем рейтинге открытости госданных Global Open Data Index Украина поднялась на 30 мест, заняв 24 позицию. В другом рейтинге открытых данных, который формирует World Wide Web Foundation, наша страна поднялась на 18 ступенек, заняв 44 места из 115 стран.