Девятый по счету IForum в очередной раз побил собственный рекорд посещаемости. Последние годы количество участников росло на 20% и в 2017 на конференцию пришло 9136 человек. В ходе официальной пресс-конференции организаторы обсудили состояние стартап-рынка и блокировку российских ресурсов.

О рынке стартапов

«Рынок стартапов приобрел некоторую зрелость. Шелуха отвалилась. За 2016 год появилось с десяток перспективных команд, которые будут грести по-настоящему», – считает Александр Ольшанский.

В качестве одного из индикаторов роста IT-индустрии СЕО TemplateMonster Давид Браун привел в пример рост зарплат программистов. Рекордный сумма, которую запросил разработчик в 2013 году, составляла $8 000. «За последние два месяца пришло три кандидата с запросами $9 000 и $13 000», – говорит Браун.

Он считает, что на внутреннем украинском рынке могут успешно развиваться потребительские стартапы, цены на продукты которых учитывают ВВП на душу населения страны. Если же проект ориентирован на enterprise-сегмент – он точно не взлетит в Украине. Этому Браун назвал три причины:

  • отсутствие денег;
  • ментальные особенности – в каждой компании хотят «пилить» что-то свое;
  • из-за аутсорсингового рынка у IT-бизнеса не развита маркетинговая составляющая.  

Отметил рост рынка стартапов и партнер юрфирмы Axon Partners Дмитрий Гадомский. «Раньше основные клиенты были аутсорсинг-индустрии, а стартапы – скорее развлечением. Сейчас же стартапы дают большую часть работы, потому что заключается много сделок: проекты привлекают деньги или выходят на другие рынки», – говорит юрист.  

О блокировке российских ресурсов

В дискуссии организаторы конференции не обошли стороной главную тему последних дней – блокировку российских ресурсов. Соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники» были самыми популярными площадками среди украинцев.

Целью блокировок Давид Браун считает желания правительства радикально уменьшить пользование российскими ресурсами. Ольшанский назвал идею правильной и достижимой. Однако, он считает, что эту цель используют для прикрытия других мотивов.

«Взять под контроль украинский сегмент сети, получить инструменты слежения за гражданами Украины, получить возможность блокировки без решений судов украинских сетей. Я утверждаю, что эта цель есть. Сейчас предпринимаются попытки ее достижения. Будет она достигнута или нет – зависит от нас», – утверждает Ольшанский.

Среди возможных инструментов достижения он назвал три законопроекта, которые готовятся или уже находятся на рассмотрение в Верховной раде: об интернет-телевидении, о кибербезопасности и законопроект, над которым работает СБУ. «По сравнению с ними Янукович 16 января и Порошенко 16 мая – даже не простуда. Многие восприняли то, что произошло 16 мая, как команду «фас!», – говорит Ольшанский.

По его словам, его спрашивали о возможности разделегирования домена «Яндексу», а провайдерам уже «выкручивают руки», хотя они «не обязаны делать то, что от них требуют». В ход идет аргументация «революционной целесообразности».

О том, что в законопроекте о кибербезопасности под размытыми формулировками узакониваются меры обеспечения блокировки украинских сайтов считает и Юрий Котляров из адвокатского объединения Juscutum.

Глава совета телекомпалаты Украины Татьяна Попова также вспомнила, что 24 мая киберполиция предложила пользователям жаловаться на провайдеров, не выполнивших указ президента. «Я вижу в этом большие риски прежде всего для тех компаний, которые предоставляют услуги доступа в интернет», – считает Попова.

Что касается информационной войны, то после блокировки она не достижима: «уведя свои войска с поля боя, выиграть нельзя». Как считает президент Internet Invest, ситуация с информвойной в соцсетях в 2014 и на текущий момент радикально отличается. «Три года назад мы проигрывали в информационном поле 10 к 1, в сухую. А в 2016 году у нас сложился паритет. Когда одна сторона создает виртуальную реальность, надо постоянно ее достраивать, а правда и факты на нашей стороне», – считает Ольшанский.