Отойдя от компьютера, вы берете в руку телефон и звоните в Google по номеру (650) 623-6706. Дождавшись фразы «Произнесите ваш запрос», вы, немного подумав, начинаете надиктовывать: «как правильно завязать галстук?»

После того, как система распознала слова, вы возвращаетесь к монитору, обновляете страницу поиска и…

О чудо! На втором месте выдачи вы нашли, что искали!

Примерно так работал голосовой поиск Google совсем недавно… И примерно так звучит верный способ опоздать на корпоратив.

Сейчас же вы можете выполнить аналогичный поиск всего за несколько секунд: достаточно спросить свой телефон…или часы…или пульт дистанционного управления телевизора!

В этой статье мы поговорим о популяризации речевого поиска, его особенностях и о том, как получать органический трафик от этого новшества.

Взрыв популярности голосового поиска

Наши привычки поиска постоянно испытывают метаморфозы: мы по-другому сканируем глазами SERP, быстрее выбираем нужные нам результаты и уже не стесняемся задавать очень детализированные запросы.

Не секрет, что органический трафик до сих пор остается одним из самых выгодных направлений. Чтобы не терять и, наоборот, приумножить этот трафик, бизнесы должны постоянно адаптироваться к поисковым привычкам пользователей.

Голосовой поиск – это медленный «черный лебедь»: он сделает добычу информации удобнее и эффективнее для людей и, вместе с тем, навсегда изменит то, как мы оптимизируем сайты. И да, голосовой поиск уже давно нечто большее, чем просто модная игрушка.

Цифры не лгут:

  • В 2016 году было произведено в 35 раз больше голосовых поисков, чем в 2008 году (Search ENGINE Watch).
  • 20% запросов, выполняемых с мобильного – голосовые (Search Engine Land).
  • К 2020 году половина поисков станут голосовыми (CampaignLive), и треть из них будет выполняться без экрана (MediaPost).

Причина такой тенденции в том, что сказать – всегда легче.

Средний темп набора текста на полноценной клавиатуре составляет 30-40 слов в минуту, в то время как средний темп речи – целых 120-150 слов в минуту.

Мобильную клавиатуру не спасают ни автоматические исправления, ни автодополнения: все равно мобильный набор текста – очень медленный.

Зато смартфоны оснащены качественными микрофонами и используют передовые алгоритмы распознания текста. Например, голосовой поиск Google может обрабатывать запросы на 40 языках мира с точностью до 90%.

источник – kpcb

К этому добавляется тот факт, что все возрастные категории находят голосовой поиск привлекательным:

  • Исследование показало, что юные пользователи воспринимают голосовой поиск как «нечто крутое».
  • Для занятых людей среднего возраста это – освобождение рук.
  • Для пожилых людей голосовой поиск – просто гора с плеч по сравнению с мелкой экранной клавиатурой.

Уши везде

Если еще совсем недавно поиск в сети ассоциировался только с «клавиатурным», то сейчас в игру вступает целое изобилие голосовых альтернатив. Например, Google Assistant доступен для Android-смартфонов, для Google Home, Android Wear. Siri – самый популярный голосовой ассистент техники Apple (350 млн активных пользователей), Cortana – компании Microsoft.

Как для iOS, так и для Android есть много других голосовых ассистентов. Также есть и дополнительные устройства: Amazon Echo, Amazon Alexa, Samsung Smart TV, Xbox One, Sony PS4. Эти гаджеты уже активно используются на западе, а их популярность в Украине – только вопрос времени.

Специфика голосового поиска

Голосовой поиск призван давать быстрые ответы, но для маркетологов он порождает гору вопросов. Для того, чтобы понять, как оптимизировать свой сайт под голосовой поиск, нам нужно установить основные различия между традиционным поиском и голосовым.

1. Другой характер запросов:

  • Используются длинные фразы (в среднем четыре-десять слов).
  • Используется естественный язык.
  • Чаще всего это вопросы, подразумевающие краткий ответ.
  • Запросы с большой вероятностью имеют локальную привязку.

Например, для того чтобы заказать пиццу, при традиционном поиске подходит фраза «пицца киев». А при голосовом поиске может использоваться фраза «где я могу заказать пиццу после 12 ночи?»

Этот пример реалистичней, чем кажется: американская Domino’s Pizza создали приложение DOM; с помощью него вы можете голосом заказать пиццу, которую доставит дрон или робот.

2. Отличия в типах устройств и выдаче:

  • Большинство запросов – с мобильных устройств.
  • Выдача состоит из одного-четырех результатов вместо  «100 000 000 результатов за 0,3 секунды». При голосовом поиске мы хотим быстро получить ответ и решить проблему вместо долгого изучения исчерпывающего ответа (и это подтверждается исследованием).
  • Гаджеты разных производителей используют свои поисковые системы и агрегаторы данных. Google Assistant оперирует выдачей Google, Cortana – Bing и так далее.

Так мы приходим к выводу, что поиск при помощи персональных голосовых ассистентов сдвигает парадигму взаимодействия человека с онлайн-бизнесом:

  • При традиционном поиске топовые позиции по высокочастотным запросам помогают вливать более-менее однородный трафик в отлаженную воронку продаж.
  • При голосовом поиске сайт должен быстро и качественно решить специфическую потребность пользователя в удобном для него формате. И чем лучше бизнес сможет адаптироваться к такому формату, тем выше его шансы на успех.

Как оптимизировать свой сайт под голосовой поиск?

1. Анализировать источники информации

Так как каждый ассистент выдает данные из специфических источников, нужно следить за популярностью ассистентов среди представителей вашей целевой аудитории.

Велика вероятность, что трафик с Google станет для нас самым ценным, и если рассматривать Google Assistant, то замечена существенная корреляция между попаданием в блок ответов Google и топом для голосового поиска.

Как попасть в блок ответов

Стопроцентно рабочего метода не существует. Но страница попадает в блок ответов с большой вероятностью, когда выполняются такие условия:

  1. Верхний блок контента должен содержать ответ на тематический вопрос. Здесь важно, чтобы этот вопрос был шире, чем фактический. На фактические вопросы Google выдаст ответы, используя граф знаний без какого-либо упоминания нашего сайта.  
  2. Страница должна находиться на первой странице выдачи по заданному вопросу.
  3. Контент должен соответствовать одному из трех форматов: параграф текста, список или таблица.
Бонусные рекомендации:
  • Добавляйте упоминания вашего бренда в контент блока ответов. Так даже без кликов вы получите дополнительную узнаваемость.
  • После основного ответа на вопрос добавляйте призыв к действию – прочтению всей статьи. Это позволит получить больше кликов.
  • Сделайте короткий ответ максимально точным и фактически правильным. Google со временем может фильтровать ответы или заменять их на более точные.

Аналогично, для локально зависимых запросов в игру вступают принципы локального поискового продвижения.

Что делать:

  • Зарегистрироваться в Google Мой Бизнес.
  • Получить как можно больше отзывов: работать над качеством своих услуг, просить отзывы у существующих клиентов, а также поощрять написание отзывов.
  • Получать упоминания и ссылки с локальным контекстом: ссылки с региональных сайтов и страниц, а также ссылки с названием региона в анкоре.

2. Работать с низкочастотными ключевыми словами

Низкочастотные ключевые слова имеют ряд преимуществ. Они несут большую ценность, даже не учитывая голосовой поиск. Рост популярности голосового поиска только повышает нашу мотивацию продвигать сайт под низкочастотники. Естественно, для начала ключевые слова нужно собрать.

Есть пять основных методов сбора низкочастотных запросов:

  1. Сбор поисковых подсказок (помогут инструменты TinySuggest и AnswerThePublic).
  2. Использование Планировщика ключевых слов Google Adwords (видеоурок).
  3. Применение платных инструментов.
  4. Исследование SERP (внизу страницы выдачи находится блок с релевантными запросами).
  5. Анализ тематических сайтов с обсуждениями.

Детали подбора ключевых слов этими методами вы найдете в статье SEOHARD.

Особое внимание нужно уделять запросам, которые начинаются как вопросы, ведь именно они чаще всего выступают индикатором голосового поиска.

3. Создавать контент в разговорной форме

Задав вопрос в разговорной форме, мы рассчитываем на соответствующий ответ. Поэтому, когда мы пишем в разговорном стиле – мы лучше приспосабливаемся к потребностям людей. К тому же, мы получаем больше шансов попасть в блок с ответами.

Что делать:

  • Если на нашем сайте преимущественно подробные, исчерпывающие руководства, то рекомендуется в начале статьи давать краткий ответ на главный вопрос темы.
  • Если мы используем официальный стиль изложения информации – стоит создать дополнительный, упрощенный контент.
  • Также будет полезно разрабатывать микроконтент в формате Q&A. Если у сайта есть активная аудитория – можно регулярно проводить сессии вопросов и ответов. Если активной аудитории нет, тогда на помощь приходит качественный подбор ключевых слов.

4. Использовать микроразметку

Это позволит поисковой системе лучше понимать ваш контент и, соответственно, повысит ваши шансы попасть в ответы.

5. Оптимизировать сайт под мобильные устройства

Это самый очевидный пункт, но все-таки он обязателен для выполнения. Оптимизация под мобильные устройства не только повышает процент конверсий, но и позволяет сайту выше ранжироваться. К тому же, это еще одна причина задуматься над переходом на AMP.

В качестве заключения

Несмотря на то, что голосовой поиск уже стал рутиной сотен тысяч людей, и несмотря на то, что некоторые компании уже пытаются злоупотреблять его новизной, он до сих пор находится в стадии зарождения.

Предпочтения пользователей изменят ход технологий голосового поиска, и, наоборот, новые технологии помогут нам  по-другому взглянуть на поиск с помощью голоса.

Основатель MOZ Рэнд Фишкин называет голосовой поиск одной из самых опасных технологий для SEO как индустрии. Это не странно, ведь даже имея некие наработки, представленные в этой статье, мы получаем много головной боли:

  • сниппеты не работают на воронку продаж;
  • настольные (и даже мобильные) сайты теряют актуальность;
  • мы тратим больше ресурсов ради меньшего трафика.

В любом случае, у нас есть время проследить тенденции использования разных устройств, выделить лидеров среди источников голосового трафика и понять, каким способом мы сможем больше помогать людям и завоевывать любовь пользователей!

Является ли эта статья исчерпывающим руководством? Нет, скорее это догадки, ограниченные умвельтом автора. С удовольствием прочитаю ваши мысли на эту тему!

Автор: Александр Терещенко, SEO-специалист, автор блога Seohard и одноименного YouTube-канала