В чем главное отличие оплаты через смартфон от оплаты по карте? Дело в терминалах с поддержкой NFC, которые в Украине есть далеко не кругом. Более того, есть терминалы, которые «дружат» только с картами Visa, а есть те, которые поддерживают лишь MasterCard. Это стало главным препятствием в моем тесте. В половине мест оплатить покупку просто невозможно: доводилось брать обычную пластиковую карту или наличные. Правда теперь я уже издалека научился видеть, какой на кассе терминал: с поддержкой бесконтактной оплаты или нет.
В ходе теста вскрылась и другая проблема – необразованность продавцов. Несколько раз меня просили карту, а на заявление «давайте через PayPass» лишь озадаченно поднимали брови вверх. «Какой еще PayPass? Не имею понятия, как этим пользоваться», – говорил в ответ человек на кассе. Встречались и такие, кто знал, что такое бесконтактная оплата, но все также требовал дать карту им в руки. Несколько раз я сдавался и платил обычной картой, пару раз (когда в очереди никого не было и я никому не мешал) рассказывал, как активировать PayPass на терминале.
Самым волнительным, конечно же, был первый раз?. После подключения карты к Apple Pay я по дороге на работу зашел в кофейню, где не раз пользовался бесконтактной оплатой карты через PayPass. Продавец слегка удивилась, когда я сказал, что «буду платить картой», а в итоге поднес к терминалу смартфон, но лишних вопросов задавать не стала: приложение Wallet активировалось самостоятельно, Touch ID сработал быстро, деньги снялись моментально. На секунду показалось, что вокруг вырос R&D-центр компании Apple и мы попали в будущее, но на деле все продолжили жить обычной жизнью. Ничего фантастического.
Более того, за время эксперимента я видел восторженные эмоции от оплаты смартфоном лишь один раз: бармен в баре кричал, что никогда такого не видел. Правда, возможно его громкий голос был вызван не столько удивлением, сколько громкой музыкой в помещение. Еще один раз в кафе сказали «Интересно». Всем остальным было абсолютно все равно, как я оплачивал счет.
Минусов у такого способа оплаты достаточно. Однажды прямо во время оплаты счета приложение заявило, что ему самое время обновиться. Получилось, что я не мог заплатить из-за того, что моя версия Wallet вовремя не получила обновление. В этот момент пришлось оперативно прятать смартфон и доставать кошелек: очередь позади меня осуждающе смотрела с мыслью о том, почему я не удосужился сделать этого раньше.
Несколько раз не срабатывал биометрический сенсор отпечатка пальцев: то ли они были холодные (да, отдельный сканер для холодного пальца я не сделал), то ли мокрый. Все это отбирает время при оплате и вызывает раздражение: технологии вроде как должны ускорять процесс, а тут все стоим и ждем.
Столкнулся я и с еще одной большой проблемой современных смартфонов – они не живут больше дня (конкретно ваш Meizu или Xiaomi конечно же живет, но большая часть смартфонов – нет). Однажды смартфон разрядился и весь мой «кошелек» в одночасье исчез. Такое.
В конце концов, для чистоты эксперимента я часто отказывал себе в каких-то небольших покупках: без «правильного» терминала нет покупок в небольшом магазинчике, в лавке у дома, не купишь фруктов с рук и т.д. Пришлось найти барбер-шоп, где есть терминал с NFC. По той же схеме я целый месяц выбирал, где пить кофе. Перед заказом еды на дом ты уточняешь, есть ли у них не просто терминал, а еще и с NFC, и могут ли вбить чаевые в чек (тут тоже все сложно).
Нельзя сказать, что в Украине с одним только смартфоном не проживешь. Даже наоборот. Я свободно платил смартфоном в больших торговых центрах, кино, супермаркетах, аптеках, ресторанах и кафе. Смартфон у современного человека и так всегда в руке, а значит, не нужно ничего доставать из карманов, прятать обратно и т.д. Достаточно просто поднести устройство к платежному терминалу и приложить палец. А еще такси уже давно подвязаны к карте, большинство услуг (например, исполнителям с того же “Кабанчика”, которые сейчас часто приходят домой по причине ремонта) можно оплатить, просто переведя деньги на “Приват”.
В теории, если от технических неполадок абстрагироваться и представить, что смартфон не садится и не глючит – это действительно удобно: один гаджет, в котором и деньги, и коммуникации, и карты, и такси и т.д. Все в одном месте. Но мы живем не в идеальном мире и всегда хотелось бы иметь при себе что-то для перестраховки. В моем случае, это обычная пластиковая карта, которую сложнее украсть, забыть и еще она не садится в самый неудобный момент. Да и немного наличных лишними не будут.
Итог? Эксперимент полностью провален: чтобы поддерживать комфортный уровень жизни я не сумел оплачивать все покупки только смартфоном. А становиться фанатиком – мы вроде бы не к этому стремимся.