Питер Тиль, сооснователь PayPal и выдающийся инвестор Кремниевой долины, однажды сказал, что «мы хотели летающие автомобили, а вместо этого получили 140 символов». Но те, кто, как и Тиль, чувствует, что IT-индустрии не хватает амбиций, чтобы решать глобальные проблемы, должны посетить Братиславу. 

Столица Словакии, чьи средневековые церкви и мощеные улицы мало похожи на Сан-Франциско, — это часть сети городов в регионе, которые надеются стать Кремниевой долиной Центральной Европы. У этой сети даже есть название, чтобы соответствовать технологическим амбициям — Дунайская долина. 

Экономика Словакии до сих пор сильно завязана на автопроизводстве, на долю которого приходится почти половина всей промышленной продукции. Здесь есть заводы Volkswagen, Kia, Peugeot и Jaguar Land Rover. Но за последние несколько лет появились новые стартапы, которые снижают зависимость экономики от тяжелой промышленности. Юрай Вацулик, генеральный директор производителя летающих автомобилей Aeromobil, — образец этой трансформации. Он был лидером студентов в первые дни «Бархатной революции» в 1989, которая освободила бывшую Чехословакию от коммунистического правительства, а потом сколотил состояние, управляя маркетинговой компанией. 

«В 2010 году мой старый школьный друг Стефан Кляйн рассказал мне об идее создать летающий автомобиль», — рассказывает Вацулик. Затем дуэт приступили к полному  переосмыслению личного транспорта, конкурируя с такими компаниями из Кремниевой долины, как Kitty Hawk —  стартап, главным инвестором которого выступает сооснователь Google Ларри Пейдж. 

Были и другие успехи. Eset, производитель ПО в области информационной безопасности, основанный в Братиславе в 1990 году, сейчас поставляет один из самых популярных антивирусов в мире. Другая компания, Sygic, создала популярные мобильные приложения для навигации, которыми сейчас пользуются 200 млн человек во всем мире. Словацкая игровая студия Pixel Federation разработала ряд игр для Facebook, среди которых Train Station и Diggy’s Adventure. 

Словацкие стартапы воспользовались тем, что затраты здесь намного ниже, чем у конкурентов в странах с более богатой экономикой. Технически мыслящих выпускников легко найти, а ограниченный размер местного рынка подталкивает амбициозных предпринимателей к более быстрому выходу на международный рынок. 

«Словацкий рынок очень мал, у нас нет другого способа для выхода глобальный рынок, чтобы масштабироваться, кроме как создание международного бизнес с самого начала», — говорит основатель Sygic Михал Сенцл. 

Сейчас в Словакии появилось поколение молодых предпринимателей. Стартап Photoneo, например, создал 3D-камеру, которая может распознавать объекты на большой скорости, позволяя, например, роботам определять конкретные инструменты и компоненты на заводах. Другая компания, GA Drilling, выпускает технологию, которая использует электрическую плазму для более эффективного бурения нефтяных и газовых скважин. Ряд интернет-компаний, таких как Slido, которая создает приложение для взаимодействия с аудиторией, зарекомендовали себя на рынках в Великобритании и США.

20 стран Европы с наибольшей долей прямых иностранных инвестиций

«[Инновационная] экосистема за последние годы развилась и стала более зрелой, — уверен Питер Колесар, директор Neulogy, консалтинговой компании в инновационной сфере, которая расположена в Братиславе. — Сегодня мы знаем вдохновляющие истории успешных фирм, а также можем получить опыт предпринимателей, инвесторов и наставников, которые помогут запустить новые проекты с нуля».

Предприниматели по-прежнему сталкиваются с проблемой финансирования. Европейский союз вложил в исследования и инновационные проекты страны €4 млрд с тех пор, как Словакия вступила в объединение. Тем не менее, частный капитал здесь трудно найти. Это затрудняет рост проектов на поздней стадии, когда компания находится на решающем этапе роста. 

«Чтобы экосистема страны росла, ей нужно больше, чем стартап-фонды, — говорит Симон Сико, основатель Pixel Federation. — Вызов состоит в создании институтов, которые обеспечат рост капитала для масштабных планов».

Позиции стран в Глобальном индексе инноваций

Хотя стартапы могут извлечь выгоду из государственных дотаций, промышленная политика и нормативная нагрузка могут также задушить предпринимателей. Законодательство рассматривается как благоприятное для крупных компаний по сравнению с более мелкими предприятиями, а налоговые льготы, по-видимому, приносят пользу иностранным инвесторам, которые обещают создать в стране больше рабочих мест, чем небольшие стартапы. 

Другая проблема — нехватка рабочих с нужными навыками и опытом работы. Хотя многие словацкие эмигранты могут привнести ценный опыт из-за рубежа, политический климат страны, отмеченный бесконечными коррупционными скандалами, не способствует их возвращению домой.

Некоторые предприниматели превращают эти ограничения в возможность. Инициативы по борьбе с коррупцией, оцифровке государственных услуг, созданию лучших школ, а также привлечению словаков из-за границы появились по всей стране, основанные или поддерживаемые успешными предпринимателями.

«Там много талантливых и голодных людей», — говорит один из инвесторов из Лондона, который знаком с ситуацией на местном рынке. Для словацких предпринимателей это относится не только к развитию предприятий, но и к улучшению страны.

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал, почему в Стокгольме располагается большое количество быстрорастущих стартапов.