У Google есть план по защите пользователей самого популярного интернет-браузера Chrome от навязчивой рекламы. Этот план может улучшить опыт веб-серфинга для миллионов людей. Но он также может поднять острые вопросы о растущей власти Google на рынке.
“Слишком часто люди встречают раздражающую навязчивую рекламу в сети. Вроде той, которая неожиданно включает музыку или заставляет вас ждать 10 секунд, прежде чем вы увидите контент страницы”, – пишет Шридхар Рамасвами в официальном блоге Google.
Новая функция Chrome, которая должна появиться в браузере в следующем году, не будет блокировать всю рекламу. Она будет блокировать объявления, которые Google сочтет особенно навязчивыми. Компания публикует методические рекомендации, чтобы помочь владельцам сайтов понять, какая реклама может блокироваться. Google надеется, что большинство паблишеров откажутся от наиболее раздражительных рекламных форматов на своих сайтах, улучшив опыт браузинга для всех и при этом не пострадав от блокирования объявлений.
О подобном подходе СЕО Google размышлял несколько лет назад. “Отрасль должна лучше справляться с созданием рекламы, которая будет менее раздражительна и станет быстрее загружаться. Мне кажется, мы можем лучше решать этот вопрос как индустрия”, – говорил он в 2015 году.
Но сложность состоит в том, что владея самым популярным браузером интернета, Google также является одной из крупнейших компаний рекламного бизнеса. Такое совпадение опасно – Google может использовать свою силу на рынке браузеров, чтобы получить преимущество в рекламном сегменте.
“У Google много власти, – говорит Марк Паттерсон, юрист, написавший книгу о антимонопольной политики в век интернета. – Это диктование того, какого рода реклама разрешена, если вы используете Chrome”. А учитывая популярность браузера Google, эти правила, вероятней всего, станут фактическим стандартом в сети.
Паттерсона волнует объем власти частной компании относительно видов онлайн-рекламы. Но он не думает, что Google стоит о чем-то волноваться в регуляторном поле. “Трудно себе представить суд, который действительно обеспокоится тем, что Google решил убрать раздражительные объявления. Раздражительная реклама раздражает. Любая попытка избавиться от нее воспринимается как положительная”, – говорит Паттерсон. По его мнению, антимонопольные регуляторы придут к выводу, что у них есть дела поважнее.
Google пытается использовать свое влияние, чтобы раздавить навязчивую рекламу
Годами Google пытался использовать свое влияние, чтобы поднять стандарты во всем интернете. К примеру, страницы, на переднем плане которых больше рекламы, чем контента, автоматически понижаются в поисковой выдаче. Google долгое время штрафовал сайты за слишком медленную скорость загрузки. Недавно поисковик начал отдавать в выдаче предпочтения сайтам, которые используют защищенные SSL-соединение.
В краткосрочной перспективе такие политики помогают пользователям Google находить безопасные сайты, которые быстро загружаются и не завалены рекламой. Но большее значение имеет стимул, который получают онлайн-паблишеры. Почти все веб-сайты хотят находится в поисковой выдаче как можно выше, поэтому поощрение сайтов с лучшим пользовательским опытом дает их создателям сильный стимул улучшать свои страницы.
Доля рынка Chrome выросла за последние годы достаточно, чтобы покрыть большую часть десктоп-рынка. Это означает, что браузер Google достиг того же сильного уровня влияния, которым долгое время наслаждался поисковик. Поэтому компания преследует ту же стратегию: выпускает новую функциональность, которая защитит пользователей Chrome от навязчивой рекламы в краткосрочной перспективе, давая паблишерам стимул прекратить использовать назойливую рекламу в принципе.
И такой стимул будет достаточно сильным. Около половины всех пользователей интернета используют Chrome и большинство из них пользуются его стандартными настройками. Поэтому любой паблишер, который откажется соответствовать стандартам качества рекламы Google, может внезапно заметить, что существенная доля его объявлений блокируется. Это приведет к разрушительным эффектам для рекламной выручки. Стоит ожидать, что паблишеры будут стремиться привести свою рекламу в соответствие с требованиями Google в ближайшие месяцы.
Google делает превентивный удар против сторонних блокировщиков рекламы
Google явно взволнована потенциальными вопросами со стороны антимонопольных органов. Компания присоединилась к широкой рекламной группе под названием “Коалиция за лучшую рекламу” (Coalition for Better Ads), которая сыграла ключевую роль в написании стандартов качества объявлений, который Google введет. Цель этого в том, чтобы позиционировать эти правила, как общепринятый отраслевой стандарт, а не идиосинкразические приоритеты Google.
По сути, Паттерсон говорит, что “это картель, руководимый Google”. Паблишеры и рекламные сети, которые уже вводят высокие стандарты, имеют все причины для того, чтобы вывести с рынка спамерские рекламные сети.
Еще одна общая проблема для Google и других рекламодателей – растущая популярность сторонних блокировщиков рекламы. Новая функция Chrome же не будет блокировать все объявления, а лишь те, которые Google и ее партнеры посчитают плохими. Конкурирующие продукты, вроде Adblock Plus, имеют возможность заблокировать вообще всю рекламу, включая объявления Google.
У компании-разработчика AdBlock Plus, Eyeo, есть программа, которая похожа на недавно анонсированную Google. Eyeo опубликовала список критериев для “приемлемой рекламы” и паблишеры, которые выполняют их, могут подать заявления на включение в белый список. Для небольших сайтов включение в белый список бесплатно, но крупные порталы должны платить компании за это.
Относительно новый браузер Brave имеет схожую бизнес-модель. Он блокирует сторонние рекламные объявления, заменяет их своими, и предлагает сайтам долю от полученной выручки. Не стоит и говорить, что паблишерам и рекламным сетям такое вовсе не нравится.
Изгнание худших объявлений из интернета сократит интерес пользователей к сторонним блокировщикам, которые блокируют всю рекламу. Это отобъет у других компаний желание заработать на недовольстве пользователей, получая часть рекламной выручки компании. В итоге, для Google это будет хорошо.
Напомним, сейчас Google также работает и в другом направлении: компания хочет создать полноценного конкурента для iPhone.